Родительский всеобуч
В условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности воспитательная работа с семьей приобретает новое содержание. Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в условиях демократизации, гласности, гуманизации значительно повышается. Однако не каждый родитель это понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в полной мере. Причин тому много, но одна из них — отсутствие системы работы образовательных учреждений с семьями. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.
Семья полноценно выполняет свои воспитательные функции лишь в том случае, если она будет представлять собой коллектив единомышленников, если будет действовать согласованно со школой в решении общих воспитательных задач, если и школа, и семья будут стремиться к постоянному совершенствованию личности (ребенка), учитывать и развивать способности и индивидуальные особенности детей.
В решении этих задач большая роль отводится РОДИТЕЛЬСКОМУ ВСЕОБУЧУ, который следует направить на решение следующих задач:
— довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;
— сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;
— выработать способности родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке ее результатов.
Родительский всеобуч должен выполнять несколько взаимосвязанных функций: образовательную (вооружение родителей педагогическими знаниями), оценочную (осуществление объективной оценки реального опыта семейного воспитания), побудительную (побуждение родителей к совершенствованию собственного педагогического опыта), воспитательную (воспитание у родителей качеств, отношений и умений, необходимых для совершенствования своей воспитательной практики), аналитическую (развитие способностей родителей к анализу собственного педагогического опыта), диагностическую (выявление изменений в их педагогической культуре и положительных сдвигов в практике семейного воспитания).
В организации родительского всеобуча надо исходить из особенностей семьи. Ориентировочно можно выделить следующие типы семей:
I тип семьи — социально здоровая и благополучная к воспитательном отношении семья. Однако это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с пей. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития ребенка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменение характера воспитания в связи с возрастным развитием ребенка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении отдельных недостатков ребенка.
II тип семьи — социально здоровая, но неблагополучная к воспитательном отношении — нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимые условия для развития ребенка, основные направления повышения ее педагогической культуры.
- тип семьи — социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении — требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей. Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения ее педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.
- тип семьи — социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении — при всем ее внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искаженные представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуалистические черты личности ребенка, внушают ему искаженные представления о жизненных ценностях, придавая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, ее мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив как ученика, так и самих родителей.
Практика совершенствования семейного воспитания предполагает формирование у родителей общепедагогических, организаторских умений, умений педагогической техники и умений прикладного характера.
Общепедагогические умения включают:
— умение поставить цели и определить конкретные задачи воспитания па данном этапе возрастного и индивидуального развития ребенка;
- спроектировать отдаленный во времени результат семейного воспитания;
- осуществить выбор средств, необходимых для его достижения;
- разработать план своих действий;
- согласовать свои действия со школой, советами и рекомендациями учителей, добиваться общего успеха.
Организаторские умения включают:
— умение организовать жизнедеятельность семьи как дружного коллектива, совместно решающего жизненные проблемы взрослых и детей;
-умение организовать семейное воспитание;
- умение распределить и согласовать функции членов семьи в воспитании детей;
- умение обеспечить активную позицию ребенка в семье и опираться на его собственную активность в воспитании;
- умение организовать режим ребенка в семье, разумно сочетающий учение, труд и отдых.
Умения педагогической техники включают:
— умение предъявлять требования к ребенку и добиваться их осуществления;
— умение говорить с ребенком, убеждать его;
— умение разумно относиться к промахам, ошибкам, недостаткам в поведении ребенка;
— умение стимулировать положительные проявления в поступке ребенка;
— умение применять поощрение и наказание в их разумном сочетании,
Прикладные умения включают:
- умения художественного творчества: петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, рисовать, выпиливать, шить, вязать, фотографировать, снимать кино;
- умения технического творчества: конструировать, моделировать, заниматься радиотехникой и др.;
— умения сельскохозяйственного опытничества: садоводство, цветоводство, пчеловодство, животноводство и др.;
— спортивные умения (по видам спорта);
— военно-прикладные умения (вождение автомобиля, мотоцикла, стрельба и др.).
Подчеркнем, что в данном перечне умений представлены лишь важнейшие из них. Творческий подход к выявлению практической готовности родителей к осуществлению научно-методических рекомендаций поможет классным руководителям обогатить состав данных умений.
Обеспечение успеха педагогического всеобуча требует большой творческой работы всех социально-педагогических воспитательных университетов, кто причастен к воспитанию детей, комплексного решения всех проблем развития личности. При проведении занятий родительского всеобуча необходимо учитывать характер образовательного учреждения, тип семьи, местные условия, возможности коллектива и другие факторы.
В следующих статьям мы поделимся сценариями занятий родительского всеобуча.