Классному руководителю
Классное руководство, как и любая другая работа, требует четкой организации. В менеджменте (искусство управления) есть несколько аксиом. Вот две из них:
- Только тот, кто планирует, может организовать.
- Организовать – значит сначала оценить, а уж потом ставить задачу.
В предыдущей статье я писала об организации работы классного руководителя. Сегодня хочу предложить некоторые наработки, которые очень помогали мне как классному руководителю организовать работу с классом. Каждый учебный год я начинала с составления социального паспорта класса, пример которого вместе со структурой плана воспитательной работы вы можете скачать по ссылке приведенной ниже.
https://yadi.sk/i/WkrhoxPecfnb8
Всю документацию по работе с классом я систематизировала в папку классного руководителя, в которую входили следующие документы:
- Нормативно-правовые документы (функциональные обязанности классного руководителя)
- Социальный паспорт класса
- План воспитательной работы (анализ, цель, задачи, и сам план)
- Протоколы родительских собраний
- Материалы для проведения классных часов, разработки.
- Инструктажи по ОТ, материалы бесед по ОТ.
Материалы для проведения классных часов я рекомендую собирать в отдельную папку.
Начинать следует с анализа, который необходим для постановки задач и целей работы на учебный год. С чего же начать анализ внеурочной работы?
Предложите учащимся подвести самостоятельно итог совместной деятельности классного руководителя, преподавателей школы, учащихся, отметив наиболее интересные мероприятия.
Это может быть представлено в форме анкеты:
- Назовите темы классных часов, конференций, олимпиад, конкурсов, которые вам понравились. Кто проводил?
- В каких олимпиадах, конкурсах, вечерах, классных часах, спортивных соревнованиях и т.д. вы участвовали и с какими результатами (грамота, благодарность, призовые места, премия и пр.)
- Какие секции, кружки, клубы по интересам вы посещаемее по месту жительства?
- Подумайте и напишите, о чем бы вы хотели узнать, какие проблемы обсудить в будущем учебном году на классных часах.
- Предложите названия кружков, секций, клубов и т.д., которые были бы открыты в школе?
- Нужен ли психолог в школе? (да или нет)
- Нужен ли телефон доверия в школе? (да или нет)
Перечень вышеперечисленных вопросов – это не догма, классный руководитель может дополнить и изменить этот перечень с учетом психолого-педагогических особенностей коллектива.
На основе анкетирования, анализа внеклассной работы за предыдущий год, классному руководителю будет легче определить задачи и цели работы, и составить план работы с учащимися и их родителями. Структура плана зависит от требований, предъявляемых в конкретном учебном заведении. Пример, который я предлагаю вам, достаточно прост и (на мой взгляд) охватывает достаточно широкий круг воспитательных направлений. Можно в плане отвести отдельную колонку для отметки о выполнении, можно отметку ставить в колонке «Дата проведения». В колонке «Коррекция» отмечается дата на которую перенесено запланированное мероприятие, в случае необходимости. В колонке «Форма выхода» отмечается какими материалами завершается мероприятие — это может быть разработка мероприятия, результаты анкетирования, фототчет и т.д.
Надеюсь, что мои рекомендации помогут вам в организации внеклассной работы с классом.
С удовольствием прочитала статью. Я только начинаю работать и мне помогают ваши советы.