Когда молчание — не золото
Сегодня разговорилась со школьным психологом. Она поделилась проблемой, возникшей с мальчиком, учеником 5 класса. К психологу обратилась мать. Вот ее монолог: «Слова от него не добьешься дома, в школе со всеми говорит нормально, а дома молчит, словно воды в рот набрал. Если отец трезвый, сын еще как-то разговаривает, но если пьян, то звука от него не дождешься. Я спрашивала его, отчего молчишь, а сын в ответ: «Разойдись с ним, не могу видеть его пьяную физиономию. Пока не разойдешься или пока он не бросит пить — буду молчать!». Больше того, стал молчать вообще в присутствии всех пьяных людей. Как придут на праздники родственники, поставлю выпивку, сын немедля замолкает, назло молчит. Чем его отучить?» Психолог спросила, как мать реагирует на подобное поведение сына, и вот реакции матери: «Чем его отучить, не знаю. Била его — он еще больше молчит». В данной ситуации меня поразила реакция матери — отец пьет, сын молчит, но мать при удобном случае ставит выпивку, а сына за его молчаливый протест бьет. Меня заинтересовало молчание ребенка. Психолог объяснила, что подобная реакция возникает у детей, когда у ребенка в психотравмирующей ситуации возникает реакция протеста и рассказала еще одну историю из своей практики. Я привожу ее здесь в надежде, что не только родители, но педагоги сделают правильные выводы из нее.
Дома девочка разговаривала нормально. Стоило ей прийти в школу — молчала. Уроки отвечала письменно. Если и разговаривала, то только на переменах и только шепотом. Мать рассказала, что все эти явления были удочери еще в детском саду. когда ее отдали в детский сад, девочка не хотела туда идти — и сад ей не нравился, и дети, и воспитательница. Но, главное, она была очень привязана к матери и к своему дому. Вообще девочка всегда отличалась большим консерватизмом, все новое ее раздражало, она с очень большим трудом привыкала к новой обстановке, новым людям. Когда стали водить в сад, она плакала, вырывалась, упрашивала мать не оставлять ее в саду. Но родители решили сломать сопротивление дочери: ее ругали, даже били и каждый день отдавали в детский сад. Через несколько недель воспитатели, по совету родителей, относившиеся к девочке очень строго и требовательно, с радостью сообщили, что ребенка переломили: «Стала как шелковая! Не плачет, не кричит, молчит, как немая». Так продолжалось два года: в саду малышка молчала или говорила шепотом, а дома разговаривала, как ни в чем не бывало. За то, что ребенок молчал, воспитатели ее наказывали — ставили в угол, стыдили в присутствии детей. Ничего не помогало: упорное сопротивление ребенка ничто не могло сломить. По требованию воспитателей родители повели ребенка к психиатру (ни к психологу, а к психиатру). Врач посоветовала забрать ребенка из нелюбимого коллектива, а когда впечатления немного улягутся, отдать дочь в другой детский сад. Родители последовали совету психиатра. Как следствие — речь у ребенка восстановилась и никаких проблем с ней не было до 3 класса, когда пришла новая учительница и слишком строго стала требовать абсолютного послушания и девочка вновь замолчала. Я хочу обратиться к родителям — помните, что вы для детей их ангел хранитель на земле. Вы всегда должны быть в курсе всех событий их жизни или по крайней мере стремиться к этому.
Очень часто педагоги с высоты своей значимости не могут понять ребенка, возможно, чувствуя свою значимость и превосходство, а возможно сами пережившие в детстве подобные травмы отыгрываются на детях. И здесь только родители могут спасти своего ребенка. Приведу еще один пример, рассказанный нашим психологом.
12-летний мальчик симпатизировал своей однокласснице, с которой сидел за одной партой. Данные отношения не понравились педагогу, которая при всех высмеяла мальчика. В результате ребенок стал бояться эту учительницу. На ее уроках, если его спрашивали он терялся, у него перехватывало горло, он не мог произнести ни слова. Но, как только он садился за парту, страх исчезал и речь возвращалась. За это учительница еще больше ругала ребенка. В итоге страх стал проявляться и на других уроках. В результате нетактичного поведения учительницы отличник стал учиться очень плохо. Данная ситуация обеспокоила родителей и неравнодушных учителей, которые посоветовали матери обратиться к психологу. Мама мальчика обратилась к специалисту. В результате проведенной работы была установлена причина проблемы. С ребенком специалист провела определенную работу, родители поговорили с учителем и проблема была решена — страх речи пропал, вместе с ним прошло заикание и болезненное молчание в определенных ситуациях .
В моей практике я работала с ребенком у которого возникли подобные проблемы так же по вине учителя. Я столкнулась с этой девочкой, когда она училась в пятом классе. На уроках она не отвечала, очень плохо писала, вела себя обособленно. Такой маленький изгой. Причем учитель младших классов даже не предупредила меня об этом ребенке. Когда я попыталась вызвать девочку к доске, весь класс стал смеяться. Послышались высказывания: «Не спрашивайте ее, она тупая, она ничего не умеет!» Т. е. в младшей школе учитель позволил одноклассникам «гнобить» ребенка и, как я в последствии узнала, поддерживал подобные вещи. Я стала выяснять проблему по которой у девочки возникли проблемы с учебой. Оказалось, что девочка из неблагополучной семьи — мать умерла от пьянства, отец не работает, забитый нуждой мужчина, ребенком заниматься некому. Естественно, я пресекла подобное отношение со стороны одноклассников, со своей стороны сделала все, что бы изменить взаимоотношения со сверстниками, учителя стали работать с девочкой дополнительно. Конечно, без помощи со стороны отца многого мы изменить не смогли. Но, девочка открылась с другой стороны — очень добрая, не смотря на то что, мать умерла от алкоголизма, она не курила и не пила, занималась танцами. Раскрепостившись, избавившись от клейма «тупая» она стала с удовольствием участвовать в различных мероприятиях. И это еще один пример тому, какое влияние на судьбу ребенка оказывает учитель.
Итак, что же это за расстройство такое, если ранее нормально сформировавшаяся речь вдруг пропадает под влиянием психических потрясений или каких-либо иных психологических травм. Называется это мутизмом.
Причины мутизма — неблагоприятные психические воздействия: хронические, шоковые, субшоковые. Хочу обратить внимание, что мутизм — расстройство, преимущественно, школьного возраста. Формирующаяся речь ребенка — самая молодая функция психики. Поэтому она чаще всего и ломается под влиянием самых разнообразных вредных факторов. Оттого так распространены в школьном возрасте заикания и мутизмы (очень часто они сочетаются).
Прогноз этого расстройства обычно хороший, нужно только вовремя начать его лечить. ОДнако, лечение будет неэффективным без помощи родителей. Приведенные примеры показывают, как неправильное поведение семьи и школы приводит к мутизму, и таких примеров можно привести множество.
Существуют два понятия: терапия среды и терапия средой. Что это значит?
Под терапией среды понимают улучшение психологического климата в семье, классе и школе, где учится ребенок, ведь болезнь так просто не появляется, она всегда результат неблагоприятных воздействий и конфликтов среди людей, окружающих человека.
В некоторых случаях изменить микросоциальную среду не удается. Тогда нужно изъять ребенка из неблагоприятной среды: перевести в другой класс, детский сад, отправить в санаторий, в деревню и т. д.
Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении. Их нельзя наказывать и требовать речи. Это только усугубляет состояние ребенка, ожесточает его. Необходимо быть деликатными и осторожными в отношении детей — своих, чужих, не важно. Дети должны верить взрослым, а взрослые обязаны помнить, что они сильнее, умнее детей.
Легионы писателей-моралистов громко, на весь мир обличали жестокость, злобность взрослых, мстящих детям за свои собственные неразрешенные проблемы. Ф.М. Достоевский взывал к обезумевшим от взаимной ненависти людям: опомнитесь, пожалейте детей!