ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Начиная свою деятельность классного руководителя я столкнулась с трудностью организации работы с классом. Войдя впервые к пятиклашкам для знакомства и увидев перед собой тридцать пар растерянных и испуганных глаз, я сама немного растерялась и испугалась. Первая мысль: «Как заставить их поверить мне и следовать за мной».
Методом проб и ошибок я пришла к следующим выводам — организационная деятельность классного руководителя должна подчиняться трем основным принципам:
- подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
- выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
- план должен содержать положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.
Рекомендую, в обязательном порядке, в августе встретиться с учителем начальных классов, который работал с классом до вас и ознакомиться с его рекомендации. В школе, в которой я работала, обязательным было ведение Характеристики семьи (пример характеристики вы можете скачать по ссылке, приведенной в статье «Сотрудничество классного руководителя с родителями»). В конце четвертого класса школьный психолог проводил социометрию класса и давал рекомендации по организационной деятельности классного руководителя.
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
- Классный журнал.
- План воспитательной работы с классным коллективом.
- Личные дела учащихся (необходимо помнить об этом направлении и не забывать вносить в личные дела новые сведения).
- Карты развития личности воспитанника.
- Протоколы родительских собраний.
- Дневники учащихся.
- Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т. д.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Первый этап
Определить уровень воспитанности и развития класса, изучить его сдвиги в жизни и работе; позаботиться об организации более содержательной практической деятельности. Все, что есть в классе положительного и интересного, нужно расширять, укреплять и развивать.
Обратить внимание на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т. д. Каждый из этих недочетов может стать предметом воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать.
Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.
Второй этап
Разработка внеклассных видов работы по всестороннему развитию и воспитанию учащихся (беседы на различные темы, тематика классных собраний, экскурсии, участие в благоустройстве территории школы, тематика собраний родителей совместно с учащимися, совещания с активом, литературные вечера, участие в спортивных соревнованиях, диспуты, тематические обзоры газет и т. д.).
Третий этап
Разработка предложений по решению ведущей воспитательной задачи, например, по проблеме «Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий»:
- встречи с учителями, работающими в классе, и родителями учащихся по вопросу «Как повысить качество домашнего учения?»;
- беседы с учащимися по проблеме «Профессия — школьник»;
- посещение учащихся на дому с целью контроля за их домашним учением;
- встреча учащихся с директором школы по вопросу «Что делается в классе по улучшению качества домашней работы?»;
- проведение практических занятий по выполнению домашних заданий по предметам;
— классное собрание совместно с учителями и родителями на тему: «Что улучшилось в нашей учебной работе?».
Четвертый этап
Оформление плана воспитательной работы на четверть, полугодие с указанием сроков проведения. Составленный план следует обсудить с учащимися, познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Учесть все предложения учащихся.
План — важнейший документ классного руководителя. Но, кроме того, учитель несет ответственность за ведение классного журнала, личных дел учащихся. Некоторые классные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2-3 страницы. Записываются положительные поступки учащихся, отрицательные явления. Если записи делаются регулярно, классный руководитель имеет возможность наблюдать за развитием своих воспитанников, принимать своевременные меры к улучшению воспитательной работы как с классом, так и с каждым учащимся в отдельности.
Цели и направления воспитательной работы с классом на 20 / учебный год
Цели | Направления работы |
1. |
- 3. и т. д.
План воспитательной работы на I полугодие
Направления работы | 1 -я четверть | 2-я четверть | ||||
задачи |
задачисодержаниерезультатзадачисодержаниерезультат1 . Диагностика личности, коллективных отношений
- Организация деятельности органов самоуправления
- Организация деятельности детского коллектива
- Индивидуальная работа с учащимися
- Взаимодействие с родителями
Воспитательная работа классного руководителя — работа творческая. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План -это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности — оказать оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни.
Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса; он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные направления деятельности классного руководителя.
Форма плана может быть самой различной, составить ее можно на четверть, полугодие, год. Чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения.
Примерный вариант плана работы классного руководителя
Задачи воспитательного процесса
- Интеллектуализация познавательных процессов, развитие мышления, памяти, внимания, овладение новыми навыками общения и самоанализа.
- Совершенствование психических процессов — самонаблюдение, самопознание, самовоспитание, саморегуляция чувств, эмоций, развитие умения абстрактно мыслить, совершенствование стиля общения.
- Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества — формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности.
- Совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении.
- Умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу: «В здоровом теле — здоровый дух».
- Развитие самотворчества в коллективе.
Направления деятельности:
- Интеллектуально-познавательный процесс:
— организация классного часа, посвященного дню города;
— тест-опросник по подготовке к встрече с врачами (диетолог, невропатолог, венеролог, нарколог и т. д.);
- тесты по выявлению уровня памяти, внимания;
- интеллектуальные игры.
- Совершенствование психических процессов:
— тесты на оценку способностей, развитие креативности, по профориентации, социометрия, ранжирование, тестирование на выявление мотивации к учению;
-тренинги «Победи себя», «Научились ли мы общаться»;
— беседы («Эмоции в нашей жизни» и другие).
- Формирование идеалов жизни:
-тренинги: «5 минуте прекрасным», различные игры;
— групповые формы работы в подготовке поздравлений ко Дню учителя, Новому году и т. д.
- Работа по эстетическому воспитанию:
- различные выставки (цветов, картин);
- встречи с парикмахером, библиотекарем «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», встреча с театром моды;
- различные беседы: «Как мы общаемся», «Взаимоотношения юношей и девушек»;
- турниры знатоков этикета, поэтические гостиные.
- Формирование здорового образа жизни:
- классные часы для мальчиков, для девочек;
- общий разговор о вредных привычках;
- игры: «Домашний доктор» и другие.
- Развитие творчества учащихся:
- выборы совета старшеклассников;
- конкурсы;
- поэтические гостиные;
- дискотеки: «Наступила осень золотая», «Здравствуй, Новый год», «Последний звонок».
- Учебная деятельность:
— посещение уроков, работа с учителями-предметниками, наблюдение за учащимися;
— консилиумы по подведению итогов в каждой четверти;
— привлечение учащихся к участию в олимпиадах по учебным предметам.
- Работа с родителями:
- выборы родительского комитета, членов в совет школы;
- посещение семей;
— проведение родительских собраний и консультаций.
- Методическая работа:
— различные формы самообразования: консультации у психолога, работа в библиотеке по подготовке к праздникам, конкурсам, беседам;
- углубление знаний по вопросам культурологического подхода к воспитанию;
- изучение новых технологий в воспитательном процессе;
- участие в м/о классных руководителей: изучение роли диагностики в воспитательном процессе;
- систематизация и накопление материалов в помощь классному руководителю;
- анализ и подведение итогов проделанной работы.
- Раздел «Разное»:
— работа по воспитанию правовой культуры учащихся («Соблюдаем устав школы»);
— знакомство учащихся с «Конвенцией о правах ребенка»;
- беседы «Помоги себе сам», «День независимости от вредных привычек»;
- профилактика наркомании и алкоголизма среди учащихся;
- организация встреч с работниками прокуратуры «Знаешь ли ты закон?»;
- дежурство по школе, работа на пришкольном участке, по ремонту класса и т. д.
В плане классного руководителя уделяется внимание общешкольным воспитательным делам:
— экскурсии;
- праздничные концерты;
- поездки;
- походы;
- операция «Салют ветеранам».
Задачи могут быть и более конкретные, детально проработанные, тактические.
Можно привлекать учащихся к планированию в самых разных формах: конверт предложений, опросник, «мозговой штурм» идей и предложений, «биржа идей» и т. д. Перед составлением плана работы необходимо изучить календарь знаменательных дат предстоящего учебного года (мирового, государственного, городского, школьного, классного), выбрать наиболее интересные и полезные для воспитания даты.
Заранее определить необходимые для углубленного изучения школьных предметов экскурсии, посещения музеев, выставок, театральных спектаклей и т. д. ‘
Воспитательная работа в школе, в классе осуществляется через содержание образования, но не менее важное значение имеет внеклассная и внешкольная педагогическая работа. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что во многих школах руководители и учителя испытывают трудности в планировании воспитательной работы.
Планирование воспитательного процесса может осуществляться примерно в следующем порядке:
— Анализ имеющихся воспитательных результатов школы и определение перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на следующий учебный год. Анализ должен быть проведен в конце учебного года (май) в форме педсовета, организационной деятельностной игры, «круглого стола» и т. д.
-Общественное педагогическое целеполагание и планирование (август, сентябрь).
— Коллективное педагогическое планирование в первичных коллективах и детских объединениях на учебный год.
— Индивидуальное планирование работы классного руководителя (воспитателя), организатора, заместителя директора, педагогов-руководителей детских объединений (сентябрь).
— Составление плана воспитательной работы школы на год (конец сентября).
— Педагогическое (по четвертям) индивидуальное и коллективное планирование воспитательной работы и деятельности детских коллективов, где должны быть учтены следующие принципы:
- добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
- систематичность в организации;
- личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
- создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истину, красоту;
- диагностика воспитанности личности, коллектива.
Надеемся, что данные рекомендации по организационной деятельности классного руководителя будут полезны.