ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Начиная свою деятельность классного руководителя я столкнулась с трудностью организации работы с классом. Войдя впервые к пятиклашкам для знакомства и увидев перед собой тридцать пар растерянных и испуганных глаз, я сама немного растерялась и испугалась. Первая мысль: «Как заставить их поверить мне и следовать за мной».

Методом проб и ошибок я пришла к следующим выводам — организационная деятельность классного руководителя должна подчиняться трем основным принципам:

  • подчинена организации, воспитанию  и  развитию  ученического коллектива;
  • выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
  • план должен содержать положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.

Рекомендую, в обязательном порядке, в августе встретиться с учителем начальных классов, который работал с классом до вас и ознакомиться с его рекомендации. В школе, в которой я работала, обязательным было ведение Характеристики семьи (пример характеристики вы можете скачать по ссылке, приведенной в статье «Сотрудничество классного руководителя с родителями»). В конце четвертого класса школьный психолог проводил социометрию класса и давал рекомендации по организационной деятельности классного руководителя.

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:

  1. Классный журнал.
  2. План воспитательной работы с классным коллективом.
  3. Личные дела учащихся (необходимо помнить об этом направлении и не забывать вносить в личные дела новые сведения).
  4. Карты развития личности воспитанника.
  5. Протоколы родительских собраний.
  6. Дневники учащихся.
  7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т. д.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Первый этап

Определить уровень воспитанности и развития класса, изучить его сдвиги в жизни и работе; позаботиться об организации более содержательной практической деятельности. Все, что есть в классе положительного и интересного, нужно расширять, укреплять и развивать.

Обратить внимание на недочеты, которые имеют место в клас­се: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художе­ственной литературы, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т. д. Каждый из этих недочетов может стать предметом воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать.

Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.

Второй этап

Разработка внеклассных видов работы по всестороннему развитию и воспитанию учащихся (беседы на различные темы, тематика классных собраний, экскурсии, участие в благоустройстве территории школы, тематика собраний родителей совместно с учащимися, совещания с активом, литературные вечера, участие в спортивных соревнованиях, диспуты, тематические обзоры газет и т. д.).

Третий этап

Разработка предложений по решению ведущей воспитательной задачи, например, по проблеме «Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий»:

  • встречи с учителями, работающими в классе, и родителями учащихся по вопросу «Как повысить качество домашнего учения?»;
  • беседы с учащимися по проблеме «Профессия — школьник»;
  • посещение учащихся на дому с целью контроля за их домашним учением;
  • встреча учащихся с директором школы по вопросу «Что делается в классе по улучшению качества домашней работы?»;
  • проведение практических занятий по выполнению домашних заданий по предметам;

—  классное собрание совместно с учителями и родителями на тему: «Что улучшилось в нашей учебной работе?».

Четвертый этап

Оформление плана воспитательной работы на четверть, полугодие с указанием сроков проведения. Составленный план следует обсудить с учащимися, познакомить их с ведущей задачей, на ко­торую они должны обратить особое внимание. Учесть все предло­жения учащихся.

План — важнейший документ классного руководителя. Но, кроме того, учитель несет ответственность за ведение классного журнала, личных дел учащихся. Некоторые классные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2-3 страницы. Записываются положительные поступки учащихся, отрицательные явления. Если записи делаются регулярно, классный руководитель имеет возможность наблюдать за развитием своих воспитанников, принимать своевременные меры к улучшению воспитательной ра­боты как с классом, так и с каждым учащимся в отдельности.

organizatcionnaya-deyatelnost-klassnogo-rukovoditelya

организационная деятельность классного руководителя

Цели и направления воспитательной работы с классом на 20      /       учебный год

Цели Направления работы
1.
  1. 3. и т. д.

План воспитательной работы на I полугодие

Направления работы 1 -я четверть 2-я четверть
задачи

задачисодер­жаниерезультатзадачисодержаниерезультат1 . Диагностика личности, коллек­тивных отношений

  1. Организация деятельности органов самоуправления

 

  1. Организация дея­тельности детского коллектива

 

  1. Индивидуальная работа с учащимися

 

  1. Взаимодействие с родителями

 

 

Воспитательная работа классного руководителя работа творческая. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанни­ков, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План -это средство повышения качества воспитательной работы классно­го руководителя (воспитателя). Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности — оказать оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни.

organizncionnaya-deyatelnost-klassnogo-rukovoditelya

организационная деятельность классного руководителя

Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса; он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные направления деятельности классного руководителя.

Форма плана может быть самой различной, составить ее можно на четверть, полугодие, год. Чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вно­сить изменения и дополнения.

Примерный вариант плана работы классного руководителя

Задачи воспитательного процесса

  1. Интеллектуализация познавательных процессов, развитие мышления, памяти, внимания, овладение новыми навыками общения и самоанализа.
  2. Совершенствование психических процессов — самонаблюдение, самопознание, самовоспитание, саморегуляция чувств, эмоций, развитие умения абстрактно мыслить, совершенствование стиля общения.
  3. Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества — формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности.
  4. Совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении.
  5. Умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу: «В здоровом теле — здоровый дух».
  6. Развитие самотворчества в коллективе.

Направления деятельности:

  1. Интеллектуально-познавательный процесс:

—  организация классного часа, посвященного дню города;

— тест-опросник по подготовке к встрече с врачами (диетолог, невропатолог, венеролог, нарколог и т. д.);

  • тесты по выявлению уровня памяти, внимания;
  • интеллектуальные игры.
  1. Совершенствование психических процессов:

—  тесты на оценку способностей, развитие креативности, по профориентации, социометрия, ранжирование, тестирование на выявление мотивации к учению;

-тренинги «Победи себя», «Научились ли мы общаться»;

—  беседы («Эмоции в нашей жизни» и другие).

  1. Формирование идеалов жизни:

-тренинги: «5 минуте прекрасным», различные игры;

—  групповые формы работы в подготовке поздравлений ко Дню учителя, Новому году и т. д.

  1. Работа по эстетическому воспитанию:
  • различные выставки (цветов, картин);
  • встречи с парикмахером, библиотекарем «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», встреча с театром моды;
  • различные беседы: «Как мы общаемся», «Взаимоотношения юношей и девушек»;
  • турниры знатоков этикета, поэтические гостиные.
  1. Формирование здорового образа жизни:
  • классные часы для мальчиков, для девочек;
  • общий разговор о вредных привычках;
  • игры: «Домашний доктор» и другие.
  1. Развитие творчества учащихся:
  • выборы совета старшеклассников;
  • конкурсы;
  • поэтические гостиные;
  • дискотеки: «Наступила осень золотая», «Здравствуй, Новый год», «Последний звонок».
  1. Учебная деятельность:

—  посещение уроков, работа с учителями-предметниками, наблюдение за учащимися;

—  консилиумы по подведению итогов в каждой четверти;

—  привлечение учащихся к участию в олимпиадах по учебным предметам.

  1. Работа с родителями:
  • выборы родительского комитета, членов в совет школы;
  • посещение семей;

—  проведение родительских собраний и консультаций.

  1. Методическая работа:

—  различные формы самообразования: консультации у психолога, работа в библиотеке по подготовке к праздникам, конкурсам, беседам;

  • углубление знаний по вопросам культурологического подхода к воспитанию;
  • изучение новых технологий в воспитательном процессе;
  • участие в м/о классных руководителей: изучение роли диагностики в воспитательном процессе;
  • систематизация и накопление материалов в помощь классному руководителю;
  • анализ и подведение итогов проделанной работы.
  1. Раздел «Разное»:

—  работа по воспитанию правовой культуры учащихся («Соблюдаем устав школы»);

—  знакомство учащихся с «Конвенцией о правах ребенка»;

  • беседы «Помоги себе сам», «День независимости от вредных привычек»;
  • профилактика наркомании и алкоголизма среди учащихся;
  • организация встреч с работниками прокуратуры «Знаешь ли ты закон?»;
  • дежурство по школе, работа на пришкольном участке, по ремонту класса и т. д.

В плане классного руководителя уделяется внимание общешкольным воспитательным делам:

—  экскурсии;

  • праздничные концерты;
  • поездки;
  • походы;
  • операция «Салют ветеранам».

Задачи могут быть и более конкретные, детально проработан­ные, тактические.

Можно привлекать учащихся к планированию в самых разных формах: конверт предложений, опросник, «мозговой штурм» идей и предложений, «биржа идей» и т. д. Перед составлением плана рабо­ты необходимо изучить календарь знаменательных дат предстоящего учебного года (мирового, государственного, городского, школьного, классного), выбрать наиболее интересные и полезные для воспитания даты.

Заранее определить необходимые для углубленного изучения школьных предметов экскурсии, посещения музеев, выставок, театральных спектаклей и т. д. ‘

Воспитательная работа в школе, в классе осуществляется через содержание образования, но не менее важное значение имеет вне­классная и внешкольная педагогическая работа. Анализ педагоги­ческой практики свидетельствует о том, что во многих школах руководители и учителя испытывают трудности в планировании воспитательной работы.

Планирование воспитательного процесса может осуществляться примерно в следующем порядке:

—  Анализ имеющихся воспитательных результатов школы и определение перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на следующий учебный год. Анализ должен быть проведен в конце учебного года (май) в форме педсовета, организационной деятельностной игры, «круглого стола» и т. д.

-Общественное педагогическое целеполагание и планирование (август, сентябрь).

—   Коллективное  педагогическое   планирование  в  первичных коллективах и детских объединениях на учебный год.

—  Индивидуальное планирование работы классного руководителя (воспитателя), организатора, заместителя директора, педагогов-руководителей детских объединений (сентябрь).

—  Составление плана воспитательной работы школы на год (конец сентября).

—  Педагогическое (по четвертям) индивидуальное и коллективное планирование воспитательной работы и деятельности детских коллективов, где должны быть учтены следующие принципы:

  • добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
  • систематичность в организации;
  • личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
  • создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
  • сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
  • сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истину, красоту;
  • диагностика воспитанности личности, коллектива.

Надеемся, что данные рекомендации по организационной деятельности классного руководителя будут полезны.

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика