Как подготовить родительское собрание
Начиная свою деятельность классным руководителем я столкнулась с проблемой как подготовить родительское собрание. Родители заняты, они устают на работе и лишний раз идти в школу для того чтобы сидеть на родительском собрании и слушать классного руководителя не хотели даже домохозяйки. Экспериментируя, советуясь с более опытными коллегами я разработала для себя несложные правила.
Для начала общие сведения:
1. Родительские собрания могут быть: — организационными, — текущими, или тематическими, — итоговыми, — общешкольными и классными. Как подготовить родительское собрание? Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса. Классные родительские собрания проводятся 4 раза в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в школе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания. Считаем недопустимым коллективное обсуждение неуспевающих учеников, это нужно делать в индивидуальном порядке классному руководителю с родителями ребенка. В противном случае у родителей может пропасть желание посещать родительские собрания, где прилюдно оглашаются плохие или слабые результаты ребенка. Рекомендуем сделать выписку с оценками из классного журнала по каждому ученику за текущую четверть или полугодие. Выводы родители сделают самостоятельно. Не следует на родительских собраниях обсуждать финансовые проблемы. Иначе подобные встречи станут у родителей ассоциироваться с денежными поборами, что тоже может стать причиной неявки родителей.
Как подготовить родительское собрание:
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Как провести организационное родительское собрание в 5 классе? Цель собрания: Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.
Задачи собрания:
- Изучить приоритетные интересы родителей.
- Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе.
Приглашение на родительское собрание можно отправить по почте или разнести с помощью учащихся.
Текст приглашения может быть таким: «Уважаемые родители! Ваш мальчик (или девочка) стал учеником _____ класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше – на эти вопросы и многие другие поможет ответить наша с Вами первая встреча. Наше организационное собрание состоится ………… . Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы и мамы.
С надеждой на встречу Ваш классный руководитель ……………».
Классный руководитель может подготовить в подарок родителям маленькие блокнотики, в которых на первой странице написать номер телефона школы, фамилии и имена педагогов, работающих в классе, свой номер телефона. Уже на первой встрече можно использовать диагностику:
- Какого мнения Вы о школе и педагогическом коллективе, в котором учится Ваш ребенок?
- Каким Вы видите классного руководителя Вашего ребенка?
- Какие обычаи и традиции, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
- Каким вы представляете себе класс, в котором будет учиться Ваш ребенок? 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
- Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасение.
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:
- С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
- Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
З. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
- Как складываются отношения с учителями — предметниками у вашего ребенка?
- Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашёго ребенка? 6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
- Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
- Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
- Как ведет себя ваш ребенок дома?
- Делится ли ваш ребенок е вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
- Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
- Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
— Школа для меня —это…
— Класс, в котором я учусь, — это…
— Учителя для меня — это люди, которые…
— Мои одноклассники — это…
— Уроки для меня — это… — Предметы, которые мне нравятся, это…
— Предметы, которые мне не нравятся, это…
Для проективното исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
— Школа, в которой учится мой ребенок, это.,.
— Класс, в котором учится мой ребенок, это…
— Одноклассники моего ребенка — это…
— Выполнение домашних заданий для моего ребенка это…
— Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку — это…
— Предметы, которые не нравятся моему ребенку) это…
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Хочу обратить ваше внимание на то, что перед родительским собранием необходимо оформить классную комнату — поставить парты, например буквой «П», подготовить презентацию о буднях детей в школе. Кстати, презентацию могут подготовить дети. Можно провести родительское собрание в форме игры. В моей практике родительское собрание со 100% посещаемостью начиналось с концерта подготовленного учениками для родителей.
Надеюсь статья стала для вас полезной. До новых встреч!