План-конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»

Предмет: русский язык

Урок № _________________ от _________________________________________

Класс _______________________________________________________________

Учитель _____________________________________________________________

Тема. Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения

Педагогическая технология: проблемное обучение.

Цели урока:

— создать условия для углубления учащимися знаний об определениях путем решения

проблемной ситуации и исследования понятия;

— создать условия для закрепления и систематизации теоретических знаний по теме

способом опорного конспекта;

— развивать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы, творческого

мышления, наблюдательности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент.

 

  1. II. Проверка домашнего задания и повторение теории.

 

  • На доске расположены схемы предложений из упр. № 282

Учащийся  должен проставить  номера предложений, соответствующих этим схемам.

Пока учащийся выполняет задание,  остальные  участвуют в  устном опросе.

Форма проведения опроса предлагается на выбор учащимся: в форме вопросительных предложений или в форме незаконченных предложений

  • Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел русского языка, который……..)
  • Чем отличается предложение от словосочетания? (Предложение отличается от словосочетания тем, что…….. )
  • Какими бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают………)
  • Какими бывают предложения по эмоциональной окраске? (По эмоциональной окраске предложения бывают……..)
  • Чем отличается простое предложение от сложного? (Простое предложение отличается от сложного тем, что…….)
  • На какие две группы простые предложения делятся по составу грамматической основы? (По составу грамматической основы простые предложения делятся на …..)
  • Какие предложения называются распространенными? (распространенными являются предложения, в которых есть ……….)
  • Что такое определении? (Определение – это второстепенный член предложения, который……).
  • Чем может быть осложнено простое предложение? (Простое предложение может быть осложнено ………)
  • Какие члены предложения называются однородными? (Однородными являются члены предложения, которые…….)

После  опроса проверяется выполнение работы  учащимся у доски:

  • Проверяется нумерация предложений.
  • Проверяется указание определений в 1-ом предложении.

Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус, ни слог певца, столь чистый, благородный – ничто не трогает души твоей холодной.

Вопросы:

— Чем выражены данные определения?  Какие из этих определений являются

однородными? Почему? (Относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и

тот же вопрос»

III. Проблемная ситуация:

Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Почему между этими словами не стоит запятая?

Какими членами предложения являются выделенные слова?

Почему между ними не стоит запятая?

Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения по вопросам.

Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ.

Самостоятельная работа.

  • Какой частью речи выражены данные определения? Ответ: прилагательными.
  • Что обозначают прилагательные? Ответ: признаки предметов
  • Как характеризует вечер

признак    «теплый» Ответ: по ощущениям

признак    «летний»  Ответ: по времени года

  • Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака?

Ответ: по-разному.

  • Являются ли эти определения однородными? Ответ: не являются однородными.
  • Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.

 

  1. IV. Работа над новой темой «Однородные и неоднородные определения»

 

1) Составление опорного конспекта на основе сведений учебника.

  • Учащимся предлагается познакомиться с опорной записью учебника
  • Затем им предлагаются вопросы, по ответам на которые составляется опорный конспект материала. (Используется презентация). Учащиеся воспроизводят конспект в тетрадях.

определения

                                               однородные                                                                     неоднородные

характеризуют предмет                                                   характеризуют предмет

с одной стороны                                                                с разных сторон

выражены                                                                                выражены

качественными                                                        качественными и относительными

прилагательными                                                                   прилагательными

 

  • Учитель задает вопрос учащимся: какие прилагательные являются качественными и относительными? Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, то пользуются учебником «Теория» п. 99
  • Наблюдения за определениями

Вернемся к нашему  конспекту (опорный конспект продолжается)

теплый, нежный вечер                                            теплый летний вечер

 

Определите разряд прилагательных, которыми выражены однородные  и неоднородные  определения.

(в первом случае «теплый», «нежный» — оба  прилагательных качественные, и между ними можно поставить союз «и»;

во втором случае «теплый» — качественное прилагательное, а «летний» — относительное, между ними сою а поставить нельзя)

  • сопоставление схем однородных и неоднородных определений

(слайды)

2) Упражнения в распознавании однородных и неоднородных определений.

  • Учебник стр. __________ упр. № __________ (устно по заданию учебника)

Учащиеся читают предложения, находят определения, определяют       однородные они или неоднородные и объясняют, почему.

1 вариант 2 вариант
                              упр. _____________                              упр.______________
выписать
однородные определения с определяемым словом неоднородные определения с определяемым словом
           северный, неласковый ветер……………………………….……………………………….

 

           обрывистым песчаным откосом…………………………………..………………………

 

Проверка выполнения задания: чтение текста, ответы на вопросы учебника, чтение выписанных определений.

Работа над предложением № 3.  Характеристика. Составление схемы, объясняющей расстановку знаков препинания (схему составляет ученик у доски).

Затем запись предложения под диктовку, подчеркивание определений. Самопроверка.

  • Закрепление нового понятия.

Самостоятельная работа.

Предлагается небольшой текст «Снегирь» (разные варианты по степени помощи)

Задание: восстановить текст, включив в него однородные и неоднородные определения, расставить соответствующие знаки препинания.

Учащиеся самостоятельно выбирают степень помощи выполнения задания.

Основной вариант:

Однажды в один (неоднородные определения) день ко мне на окно прилетел  снегирь.   Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения) птичка.  Снегиря отличает  от других птиц его (неоднородные определения) грудка, которая      огоньком горит  на (неоднородные определения)  окне. Прилет снегиря  стал для меня очень (однородные определения) событием.

Вариант с подсказкой:

Однажды в один (по времени года,   температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел  снегирь.   Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте,  яркости) птичка.  Снегиря отличает  от других птиц его (по цвету,  по пышности) грудка, которая      огоньком горит  на (по размеру, по заснеженности)  окне. Прилет снегиря  стал для меня очень (по важности, по времени года) событием.

Проверка выполнения задания.

  • Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Анна:

    Уважаемая Инна Георгиевна, давно знакома со стилем Вашей работы, некоторые элементы уроков мне пригождаются в моей работе, вы-творческая личность, искренне любящая детей и свое педагогическое дело, стремящаяся к постоянному росту, приятно с Вами сотрудничать. Отдельного внимания заслуживает создание вами опорных папок-алгоритмов и система работы по УНТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика