Анализ текста ОГЭ
Разноаспектный анализ текста необходим в процессе всего обучения в школе. Умение анализировать текст поможет вам при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Выполните задания, приведенные ниже, изучив основные термины и понятия.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Выполните задания к тексту:
Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. На улицах (не)было видно н… клочка снега и грязное место зам…нилось бл…стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже стекали последние капли и в п…лисаднике на деревьях надувались поч(?)ки. На дворе была сухая дорожка и около крыльца между камнями з…ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и пртал…нки, п…хучая свеж…сть в воздухе и (нежно)голубое небо.
Все предметы были освещ…(н,нн)ы ярко и комната пов…селела. Какое(то) новое для меня чу…ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выбивались ( ярко)зелёные иглы травы бл…стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце всё мне говорило про красоту счастье и добр…детель. (По Л.Толстому)
- Прочитайте текст, перепишите, вставляя пропущенные орфограммы.
- Определите стиль речи. Назовите характерные для стиля средства языка, придающие тексту поэтическую тональность (обратите внимание на особенности синтаксического стиля речи, порядок слов в предложении).
- Определите тип речи и объясните особенности употребления в тексте видовременных форм глагола.
- Составьте схему последних предложений первого и второго абзацев. Объясните постановку знаков препинания.
- Разберите по составу глаголы третьего предложения и приведите аналогичные примеры.
- В предложениях первого абзаца выделите грамматические основы и укажите способы выражения сказуемого.
- В словах каких частей речи пишется дефис? (На примерах данного текста)
- Объясните написание Н и НН в суффиксах.