План-конспект урока родного русского языка в 5 классе «Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий»
Предмет: родной (русский) язык
Урок № ______________ от ______________________________________
Класс _________________________________________________________
Учитель _______________________________________________________
Тема. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с названиями древних русских городов и историей их возникновения;
- определять местоположение крупных городов на карте;
Развивающие:
- развивать речь учащихся, память, мышление, воображение, умение слушать и выражать свои мысли;
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.
- Планируемые результаты:
- Личностные:
- формировать положительное отношение к процессу обучения;
- формировать интерес к учебному материалу.
- Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, сообщения учителя и подготовленных детей);
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться при совместном решении задачи (работа в паре);
- учиться уважительно относиться к позиции одноклассников
- Предметные:
- расширить географические знания учащихся;
- познакомить с названиями древних русских городов и историей их возникновения;
- познакомить с новыми именами: император Пётр I, князь Ярослав Мудрый, землепроходец Е.П. Хабаров
Ход урока
Слайд 1
- I. Организационный момент.
- II. Актуализация ранее изученного:
- Фронтальный опрос:
Слайд 6
— Как мы узнаём о прошлом: как жили и одевались люди, какие были обычаи, где жили? (читаем книги, энциклопедии, смотрим передачи, путешествуем)
— Как называется наука, которая изучает прошлое человеческого общества? (история)
— А нужна ли вам история? (да, каждый человек должен знать историю своей страны, своего города)
III. Изучение нового материала:
- Сообщение темы и целей урока:
— Сегодня мы познакомимся с новыми терминами, которые помогут нам получить новые знания.
Слайд 6
Топо́ним (от др.-греч. τόπος — место + ὄνομα — имя, название) — разряд онимов, имя собственное, обозначающее собственное название природного объекта на Земле или объекта, созданного человеком на Земле[1]. Топонимы изучаются наукой топонимикой.
Ойко́ним (от др.-греч. οἶκος — жилище, дом + ὄνομα — имя) — Собственное имя любого (начиная с отдельно стоящего дома) поселения.
— Вот мы и отправимся сегодня в путешествие.
Слайд 7
— Посмотрите, кто нас ждёт.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
— Правильно, это автобус. Да не простой, а волшебный. Если нужно, он может полететь или поплыть. На нём мы будем колесить по дорогам нашей большой замечательной страны и побываем в древних русских городах и узнаем, почему их так назвали. Проходим в автобус, занимаем места. Поехали!
Слайд 8
— Давайте посмотрим на физическую карту России. Мы живём на юге нашей страны.
— Кто покажет на карте столицу нашей Родины?
— Мы подъезжаем к Москве. А кто уже был в Москве?
— Какие впечатления испытали, что вам запомнилось? (ответы детей)
— А какова история происхождения этого ойконима?
Слайд 9
— Посмотрите, какой красивый город.
Ойконим «Москва» происходит от названия реки. Этимология слова Москва точно не установлена. В последнее время широкое распространение среди специалистов получили гипотезы о балтийском[3] и славянском[4] происхождении названия. В обеих версиях исконным значением корня *mosk- было «жидкий, топкий, сырой, слякотный».
— Почему город получил название Москва?
3.Город Смоленск
Слайд 11
— Рассаживаемся удобнее и едем в другой город — Смоленск.
Слайд 12
Смоленск — один из древнейших городов России, носит звание «Город-герой». Этот город находится к юго-западу от Москвы. Расположен на берегах верхнего Днепра. Река, протекая в городе с востока на запад, делит его на две части: северную (Заднепровье) и южную (центр).
Существует несколько версий происхождения названия этого древнего города на Днепре. Так, например, есть версии о том, что оно восходит к названию реки Смольня (старославянское слово смоль означает чернозём), либо к этнониму смоляне. Известный лингвист Станислав Роспонд пытался объяснить название города через те славянские корни, которые есть в словах, обозначающих чёрную, болотистую землю, чернозём[4].
Слайд 13
— Где расположен Смоленск?
— Почему его так назвали?
— А сейчас нам предстоит отправиться в город, который находится от Москвы очень далеко (8 385 км). Путь предстоит долгий, надо отдохнуть.
Ф и з м и н у т к а. Слайд 14 – «Топотушки»
- 1. Город Санкт – Петербург
Слайд 17
— Наше путешествие продолжается. С берегов Амура мы переносимся на берега реки Невы. Здесь находится город Санкт – Петербург.
Санкт-Петербург — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. В городе произошли три революции. Во время Великой Отечественной войны город около 900 дней находился в блокаде, носит звание Города-Героя.
Слайд 18
— Историю основания города прочитаем на карточках (читают по абзацам)
— Почему именно в устье Невы было решено заложить город?
— Чем было выгодно положение крепости на Заячьем острове?
— Что означает название города Санкт–Петербург?
6.Закрепление изученного:
— А теперь проверим, насколько внимательно вы работали а уроке.
- V. Итог урока. Слайд 21
— Ну, вот мы и дома. Пусть наше путешествие было ненастоящим, но вы сегодня на уроке узнали много нового и интересного.
— Как получали города своё название? (по названию реки, именами князей, путешественников и первооткрывателей)
— Что вас удивило, заинтересовало? (ответы детей)
Рефлексия Слайд 22
— Оцените свое настроение и выберите смайлик. Покажите.
— Пусть это хорошее настроение сохранится у вас на весь день!
Всем спасибо! Молодцы!
Домашнее задание:
Узнать происхождение названий городов Симферополь, Севастополь, Керчь