План-конспект урока родного русского языка в 5 классе «Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий»

Предмет: родной (русский) язык

Урок № ______________ от ______________________________________

Класс _________________________________________________________

Учитель _______________________________________________________

 

Тема. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий

 Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с названиями древних русских городов и историей их возникновения;
  • определять местоположение крупных городов на карте;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, память, мышление, воображение, умение слушать и выражать свои мысли;
  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

  1. Планируемые результаты:
  2. Личностные:    
    • формировать положительное отношение к процессу обучения;
    • формировать интерес к учебному материалу.
  1. Метапредметные:

      Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, сообщения учителя и подготовленных детей);
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

      Познавательные УУД:

  • учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

     Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться при совместном решении задачи (работа в паре);
  • учиться уважительно относиться к позиции одноклассников
  1. Предметные:
  • расширить географические знания учащихся;
  • познакомить с названиями древних русских городов и историей их возникновения;
  • познакомить с новыми именами: император Пётр I, князь Ярослав Мудрый, землепроходец Е.П. Хабаров

Ход урока

Слайд 1

  1. I. Организационный момент.
  2. II. Актуализация ранее изученного:
  1. Фронтальный опрос:

Слайд 6

— Как мы узнаём о прошлом: как жили  и одевались люди, какие были обычаи, где жили? (читаем книги, энциклопедии, смотрим передачи, путешествуем)

— Как называется наука, которая изучает прошлое человеческого общества? (история)

— А нужна ли вам история? (да, каждый человек должен знать историю своей страны, своего города)

III. Изучение нового материала:

  1. Сообщение темы и целей урока:

— Сегодня мы познакомимся с новыми терминами, которые помогут нам получить новые знания.

Слайд 6

Топо́ним (от др.-греч. τόπος — место + ὄνομα — имя, название) — разряд онимовимя собственное, обозначающее собственное название природного объекта на Земле или объекта, созданного человеком на Земле[1]. Топонимы изучаются наукой топонимикой.

Ойко́ним (от др.-греч. οἶκος — жилище, дом + ὄνομα — имя) — Собственное имя любого (начиная с отдельно стоящего дома) поселения.

— Вот мы и отправимся сегодня в путешествие.

Слайд 7

— Посмотрите, кто нас ждёт.

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином!     (Автобус)

— Правильно, это автобус. Да не простой, а волшебный. Если нужно, он может полететь или поплыть. На нём мы будем колесить по дорогам нашей большой замечательной страны и побываем в древних русских городах и узнаем, почему их так назвали. Проходим в автобус, занимаем места. Поехали!

Слайд 8

— Давайте посмотрим на физическую карту России. Мы живём на юге нашей страны.

— Кто покажет на карте столицу нашей Родины?

— Мы подъезжаем к Москве. А кто уже был в Москве?

— Какие впечатления испытали, что вам запомнилось? (ответы детей)

— А какова история происхождения этого ойконима?

Слайд 9

— Посмотрите, какой красивый город.

Ойконим «Москва» происходит от названия реки. Этимология слова Москва точно не установлена. В последнее время широкое распространение среди специалистов получили гипотезы о балтийском[3] и славянском[4] происхождении названия. В обеих версиях исконным значением корня *mosk- было «жидкий, топкий, сырой, слякотный».

— Почему город получил название Москва?

3.Город Смоленск

Слайд 11

— Рассаживаемся удобнее и едем в другой город — Смоленск.

Слайд 12

Смоленск — один из древнейших городов России, носит звание «Город-герой». Этот город находится к юго-западу от Москвы. Расположен на берегах верхнего Днепра. Река, протекая в городе с востока на запад, делит его на две части: северную (Заднепровье) и южную (центр).

Существует несколько версий происхождения названия этого древнего города на Днепре. Так, например, есть версии о том, что оно восходит к названию реки Смольня (старославянское слово смоль означает чернозём), либо к этнониму смоляне. Известный лингвист Станислав Роспонд пытался объяснить название города через те славянские корни, которые есть в словах, обозначающих чёрную, болотистую землю, чернозём[4].

Слайд 13

— Где расположен Смоленск?

— Почему его так назвали?

— А сейчас нам предстоит отправиться в город, который находится от Москвы очень далеко (8 385 км). Путь предстоит долгий, надо отдохнуть.

Ф и з м и  н у т к а.  Слайд 14 – «Топотушки»

  1. 1. Город Санкт – Петербург

Слайд 17

— Наше путешествие продолжается. С берегов Амура мы переносимся на берега реки Невы. Здесь находится город  Санкт – Петербург.

Санкт-Петербург — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. В городе произошли три революции. Во время Великой Отечественной войны город около 900 дней находился в блокаде, носит звание Города-Героя.

Слайд 18

— Историю основания города прочитаем на карточках (читают по абзацам)

— Почему именно в устье Невы было решено заложить город?

— Чем было выгодно положение крепости на Заячьем острове?

— Что означает название города  Санкт–Петербург?

6.Закрепление изученного:

— А теперь проверим, насколько внимательно вы работали а уроке.

 

  1. V. Итог урока. Слайд 21

— Ну, вот мы и дома. Пусть наше путешествие было ненастоящим, но вы сегодня на уроке узнали много нового и интересного.

— Как получали города своё название? (по названию реки, именами князей, путешественников и первооткрывателей)

— Что вас удивило, заинтересовало? (ответы детей)

Рефлексия        Слайд 22

— Оцените свое настроение и выберите смайлик. Покажите.

— Пусть это хорошее настроение сохранится у вас на весь день!

Всем спасибо! Молодцы!

Домашнее задание:

Узнать происхождение названий городов Симферополь, Севастополь, Керчь

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика