Одна из причин школьной неуспеваемости
Сегодня я хочу поговорить на такую избитую тему как — вредно ли курить беременным женщинам или это все бред сивой кобылы. А причиной, почему я решила заговорить об этом, стал мой муж. По работе ему необходимо было зайти в роддом. Придя вечером домой он со злостью сказал: «Поубивал бы этих молодых мамаш». Оказалось, что первыми, кого он увидел у роддома, были беременные женщины с сигаретами в руках. На замечание они с раздражением ответили, что ребенку их курение не повредит, и вообще, папаша, не лезь не в свое дело.
Я выслушала мужа, и вспомнили историю из своей школьной практики.
Все началась, как оказалось позднее, еще при беременности, которая протекала очень тяжело — у мамочки был сильнейший токсикоз, на протяжении всей беременности мучили головные боли. В конце беременности мать переболела сильнейшим гриппом. Художница по профессии, она до последнего дня вела светскую жизнь, много работала, курила и не отказывалась от рюмки вина: «Я же свободная женщина, не хочу, чтобы беременность лишала меня свободы!».
Раннее развитие ребенка было своевременным, но он много болел. во время болезни (особенно при высокой температуре) у него начинался бред и галлюцинации, он испытывал страхи, что-то видел, куда-то бежал, иногда у него возникали судороги. Со слов матери это стало проходить после 4 лет, но ребенок плохо переносил духоту, езду в транспорте, часто простуживался, быстро уставал, не переносил даже малейшего нервного напряжения. Если ребенок болел, то болезнь протекала долго, мальчик после болезни никак не мог прийти в себя, становился раздражительным, вялым.
Со временем в его характере стали появляться такие черты как повышенная суетливость, несобранность, раздражительность, плаксивость. Все это стало еще больше проявляться, когда мальчик пошел в школу: быстрая утомляемость, к концу урока плохо соображал, становился непоседливым. Продуктивность у него была неравномерная: если он не уставал, то хорошо усваивал материал, память была хорошей. Но, стоило ему утомиться, как все менялось — новый материал он усвоить не мог, становился неусидчивым и не мог сосредоточиться, его внимание рассеивалось. Мать заметила, что если сын днем не поспит, или слишком поздно ложится спать вечером, все эти явления усиливаются. Ребенок ко всему был еще и неловок, из-за этого сверстники его дразнили. Обидчивый и вспыльчивый, он в ответ на легкие обиды и иронию одноклассников начинал драться. Во время этих драк ему доставалось больше всех. В результате одной из драк он упал и сильно ушиб голову. В итоге — сотрясение.
Учился мальчик все хуже и хуже. К концу начальной школы, когда нагрузка возросла, а мама решила, что ребенок должен учить иностранный язык, успехи в школе снизились совершенно. В связи с этим его направили на консультацию к врачу, который поставил диагноз — церебрастенический синдром, обусловленный органическими поражениями головного мозга за счет патологии беременности и последующего сотрясения мозга. Ребенку было назначено лечение и через 2 года он был совершенно здоров.
Так как я была свидетелем всех этих событий, я смогла получить от врача советы — как нужно обращаться с такими детками. Хочу этими советами поделиться с вами:
- Настроение, обычно, у таких детей неровное — при утомлении они плаксивы, раздражительны, вспыльчивы; когда отдохнут — чрезмерно веселы, беззаботны. Неравномерная интеллектуальная продуктивность очень типична для них: дети хуже отвечают на последнем уроке, чем на первом. Таких деток следует спрашивать в начале урока.
- Нельзя заставлять таких детей долго заниматься, необходимо устраивать перерывы.
- Необходимо освобождать их от излишних нагрузок.
Конечно, многие психологи утверждают, что данные признаки у детей со временем проходят. Многие могут возразить мне, что курение и употребление спиртного может и не вызвать такой реакции организма. Но, я в ответ спрошу: «А стоит ли испытывать судьбу? Разве ребенок — это подопытный кролик? Или сигарета для вас важнее здоровья собственного ребенка?»
Беда ребенка с данным диагнозом в том, что болезнь может предрасполагать его к снижению успеваемости, к неврозам, патологическим формированиям личности и другим расстройствам. Пугливые, внушаемые, быстро утомляющиеся дети легче поддаются воздействию неблагоприятных ситуаций, им легче подражать асоцильному поведению, они чаще попадают под дурное влияние.
Дело еще и в том, что у детей и подростков, о которых я сегодня говорю, могут проявляться признаки задержки психического развития: невыносливые, быстро утомляемые, они не успевают осваивать школьную программу, в результате чего становятся хронически неуспевающими (в дополнение к остальным проблемам).