Паронимы
https://cloud.mail.ru/public/8sxb/1hX9DGxsw
https://cloud.mail.ru/public/NtAW/DFBX355Xa
Предмет: русский язык, 5 класс
Урок № 47 от 14.11.2023
Класс: 5-А,Б,В,Г,Д
Учитель: Савицкая И. Г.
Тема. Паронимы
Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.
Целевой приоритет воспитания
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
Метапредметные:
Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 2)
— Откроем тетради, запишем число, классная работа.
2. Актуализация знаний (слайд 3,4)
— С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? (Лексикологией)
— А что изучает лексика? (Словарный состав языка)
— Объясните опорную схему:
лексическое значение
(изучает лексикология)
Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово)
А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?
Толковый словарь является нашим незаменимым помощником при изучении родного языка, он пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.
Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
Выполнение упражнения 301.
Изучение карточки: омонимы, омофоны, омоформы.
3. Мотивация, вхождение в тему. (Слайд 5, 6)
Создание проблемной ситуации в ходе выполнения задания.
Работа с учебником. Изучение теоретического материала.
Выполнение упражнения 320.
Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.
В то утро дядя п..звал меня на охоту. В болотных с..погах я еле усп..вал за ним. Под н..гами хлюпал сырой мох. Мы очень устали и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве.
— Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор.
— От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»?
— О чем можно сказать «болотный»? (Слайд 7)
— А «болотистый»? (Слайд 8)
— Как называются такие слова с точки зрения лексики? Это синонимы? Антонимы? Омонимы?
Постановка проблемы
-Почему вы не смогли определить, как называются такие слова?
—Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? Что предлагаете?
4. Открытие нового знания детьми.
Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается разгадать кроссворд и самим постараться назвать тему урока.
1) Физические упражнения для развития и укрепления организма. (спорт)
2) Перерыв между действиями спектакля. Концерта. (антракт)
3) Краски, растворимые в воде. (акварель)
4) Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе. (облака)
5) Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. (синонимы)
6) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (антонимы)
7) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. ( омонимы)
8) Овощ, который превратился в карету в сказке «Золушка».(тыква)
5. Целеполагание.
— Предположите, какой будет тема урока.
— Сформулируйте и запишите тему урока, отразив в ней наши новые знания.
— Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.
— Что узнаем? Чему мы должны научиться? Чему научимся?
— Как будем работать? Что получим в результате?
6. Первичное закрепление нового материала.
Вы рассуждали и сделали выводы. А как проверить их правильность. Что нам в этом поможет? (учебник)
— Откройте учебники на странице 92 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.
— Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях
Заготовка на доске (Слайд 9)
Болотный = Болотистая
ЧР (часть речи) = ЧР
Написание = Написание
Произношение = Произношение
Лексическое значение(ЛЗ) = ЛЗ
— Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов?
Знакомство и работа со «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой. (Слайд 10)
7. Коллективная работа с взаимопроверкой.
Теперь вам предстоит применить свои новые знания на практике.
1.Выполнение упр. 323 (работа в парах у доски).
2. Выполнение упр. 204. (устно) (Слайд 11)
Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения.
8. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).
Повторяют движения за учителем
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Задание 1. (Слайд 12)
Лингвистическая задачка.
К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.
Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).
Задание 2. (Слайд 13)
Какие слова не являются паронимами?
Конный — конский
Цветная – цветовая
Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).
Задание 3.
Отметьте крестиком или галочкой паронимы.
Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.
10. Итог урока. Рефлексия.
Слово учителя:
Прозвенит сейчас звонок,
Пора заканчивать урок.
— Давайте подведем итог нашего урока.
— Что нового вы узнали?
— Достигли ли мы цели, которую сами ставили в начале урока?
— Чему научились?
Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:
— На этом уроке я узнал, что…
— Я научился…
-Теперь я знаю…
-Теперь я умею…
— Мне понравилось…
— Мне не понравилось…
— Мне было трудно…
Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку.
11. Домашнее задание: