Паронимы

https://cloud.mail.ru/public/8sxb/1hX9DGxsw

https://cloud.mail.ru/public/NtAW/DFBX355Xa

Предмет: русский язык, 5 класс

Урок № 47 от 14.11.2023

Класс: 5-А,Б,В,Г,Д

Учитель: Савицкая И. Г.

Тема. Паронимы

Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Целевой приоритет воспитания

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

Метапредметные:

Коммуникативные:  определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 2)

—  Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2. Актуализация знаний (слайд 3,4)

— С каким разделом языка мы сейчас  знакомимся? (Лексикологией)

— А что изучает лексика? (Словарный состав языка)

— Объясните  опорную схему:

                                      лексическое значение            

                                   (изучает лексикология)

Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово)

А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Толковый словарь является нашим   незаменимым помощником  при изучении родного языка, он  пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.

Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

Выполнение упражнения 301.

Изучение карточки: омонимы, омофоны, омоформы.

3. Мотивация, вхождение в тему. (Слайд 5, 6)

Создание проблемной ситуации в ходе выполнения задания.

Работа с учебником. Изучение теоретического материала.

Выполнение упражнения 320.

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.

В то утро дядя п..звал меня на охоту. В  болотных с..погах я еле усп..вал за ним. Под н..гами  хлюпал сырой мох. Мы очень  устали    и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве.

— Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор.

— От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»?

— О чем можно сказать  «болотный»?  (Слайд 7)

А «болотистый»? (Слайд 8)

— Как   называются такие слова с точки зрения лексики? Это синонимы? Антонимы? Омонимы?

  Постановка проблемы

-Почему  вы не смогли определить, как называются такие слова?

Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?  Что предлагаете? 

4. Открытие нового знания детьми.

Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается разгадать кроссворд    и самим постараться назвать тему урока.

1) Физические упражнения для развития и укрепления организма. (спорт)

2) Перерыв между действиями спектакля. Концерта. (антракт)

3) Краски, растворимые в воде. (акварель)

4) Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе. (облака)

5) Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. (синонимы)

6) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (антонимы)

7) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. ( омонимы)

8) Овощ, который превратился в карету в сказке «Золушка».(тыква)

5. Целеполагание.

— Предположите, какой будет тема   урока.

— Сформулируйте  и запишите  тему урока, отразив в ней наши новые знания.

— Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

— Что узнаем? Чему мы должны научиться? Чему научимся?

— Как будем работать? Что получим в результате?

6. Первичное закрепление нового материала.

Вы рассуждали и  сделали выводы. А как  проверить   их правильность. Что нам в этом поможет?  (учебник)

— Откройте учебники на странице 92 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.

— Составим модель слов  «болотные» и «болотистая» в тетрадях

Заготовка на доске (Слайд 9)

Болотный =                                 Болотистая

ЧР (часть речи)   =                       ЧР

Написание =                                Написание

Произношение   =                       Произношение

Лексическое значение(ЛЗ)    =          ЛЗ

— Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов?

Знакомство и работа со «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой.  (Слайд 10)

7. Коллективная  работа  с   взаимопроверкой.

Теперь вам предстоит применить свои новые знания на практике.

 1.Выполнение упр. 323 (работа в парах у доски).

2. Выполнение упр. 204. (устно) (Слайд 11)

Испытывали ли вы затруднения   при выполнении данного  упражнения.

8. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).

Повторяют движения за учителем

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

      Задание 1. (Слайд 12)

Лингвистическая задачка.

К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);

луг, кинофильм (цветной, цветистый);

вдох, вздох (неожиданный, сильный).

Задание 2.  (Слайд 13)

Какие слова не являются паронимами?

Конный — конский

Цветная – цветовая

Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).

Задание 3.

Отметьте  крестиком  или галочкой паронимы.

Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.

10. Итог урока. Рефлексия.

Слово учителя:

Прозвенит  сейчас  звонок,

Пора заканчивать урок.

— Давайте подведем итог нашего урока.

— Что нового вы узнали?

— Достигли ли мы цели, которую сами ставили в начале урока?

— Чему научились?

  Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:

— На этом уроке я узнал, что…

— Я научился…

-Теперь я знаю…

-Теперь я умею…

— Мне понравилось…

— Мне не понравилось…

— Мне было трудно…

 Оцените свою работу на уроке  и поставьте себе оценку.

11. Домашнее задание:

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика