Лексический анализ слова
https://cloud.mail.ru/public/cmZH/65TNXtjGS
https://cloud.mail.ru/public/UYvE/wGFhMQV16
Урок: русский язык, 5 класс
Урок № 49 от 16.11.2023
Класс: 5-А,Б,В,Г,Д
ТЕМА. Лексический анализ слова
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ЦЕЛЬ: формирование умений выполнять лексический анализ слов
Планируемые результаты урока:
Предметные:
научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем;
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе, умение слушать и слышать собеседника.
Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы; умение выбирать наиболее эффективные способы решения упражнений, сравнивать и анализировать информацию.
Личностные: формировать положительное отношение у учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания.
Оборудование урока: учебник, мультимедийный проектор, Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова, карточки.
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов 2023 г.
Ход урока
- Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будет старательно,
Слушать будем внимательно.
- Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся.
- Ребята, давайте еще раз вспомним, что такое ЛЕКСИКА? (Все слова русского языка)
- Что такое лексическое значение слова?
- Словарь, по которому мы можем определить лексическое значение слова, называется…(Толковый словарь).
- Какие группы слов мы с вами изучили? (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы).
— Молодцы. Теперь посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Были ли какие-нибудь трудности? (Можно пройти посмотреть тетради)
Итак, давайте приступим к сегодняшней теме.
— Из начальной школы Вам предложены различные разборы слов. Давайте их вспомним.
— Как вы думаете, какой разбор мы можем применить к разделу языкознания «Лексикология»? (лексический анализ слова)
- Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
— Предположите, какой будет тема урока. (Лексический анализ слова). Правильно! Давайте с вами запишем: число, классная работа и тема урока.
— Чему мы должны сегодня научиться? Давайте определим цель и задачи урока.
— Вспомните, что такое синонимы, омонимы, антонимы, паронимы?
-Ребята, мы с вами не просто так вспомнили определения этих терминов. Для начала давайте определим, что же такое лексический разбор слов.
— Итак, запишем определение в тетрадь:Лексический разбор (анализ) слова — подробная характеристика словесной единицы с указанием ее смыслового значения, происхождения, наличия синонимов, антонимов, омонимов в языковой среде, определения сферы употребления и фразеологических связей. Данный разбор предполагает использование целого ряда словарей, начиная с орфографического и заканчивая словарем фразеологизмов.
— Чтобы понять, как мы должны анализировать слова, нам необходимо, в первую очередь, записать план лексического анализа слова. Открываем учебники, стр. 163. Изучение статьи учебника:
Лексический разбор слова
- Лексическое значение слова в толковом словаре.
- Лексическое значение слова в данном контексте.
- Однозначное или многозначное
- В прямом или переносном смысле употреблено.
- Имеет ли синонимы или антонимы, если да, то какие.
- Этимология, происхождение слова: родное или принесённое из другого языка.
- Современность слова.
Ребята, мы живём в век технического прогресса. Поэтому для лексического анализа слова мы можем использовать современные технологии. Сегодня мы познакомимся с Национальным корпусом русского языка. Национальный корпус русского языка — крупнейшее электронное собрание текстов, включающее более 500 млн словоупотреблений. Это один из основных источников, к которому обращаются лингвисты, исследующие русский язык.
Чтобы понять, как сделать лексический анализ, используя НКРЯ необходимо рассмотреть ряд примеров.
- Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).
— Давайте выполним анализ слова «пир» в предложении «Устроили пир на весь мир».
Физкульминутка
— Давайте немного отдохнем.
Буратино потянулся,
Встал на ножки, повернулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключ он не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
— Случайно ли мы выбрали такую физминутку?
— Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей).
— Что искал Буратино? (Ключ).
— Это слово однозначное или многозначное? Докажите.
- работа с учебником: стр. 164, упр. 338.
С выражением читаем стихотворение. В стихотворении выделены слова. Работаем с выделенными словами.
Первое слова притихшею (толпою).
- Работа с интернетом.
- Набираем в любом поисковике «Национальный корпус русского языка».
- Проходим по ссылке
- В открывшемся окне открывается поисковик.
- Набираем «притихшею». Нажимаем на кнопку «Обзор возможностей». Спускаемся вниз по странице
Лемма – начальная форма слова.
- Чтобы узнать лексическое значение слова, нам нужно нажать на слова
- Спускаемся вниз по странице и видим морфемный разбор и однокоренные слова.
- Возвращаемся к слову и заходим на «см. словарь».
В новом окне открывается словарь..
А теперь делаем письменный анализ слова «притихшею»
1 притихшею (толпою) – причастие, н.ф.: притихнуть.
2. Лексическое значение: понизить тон, сбавить тон, стать тихим.
3. однозначное.
4. переносное значение: боль затихла.
5. омонимов нет.
6. синонимы: тише воды, ниже травы, поджать хвост, приумолкнуть.
7. антонимы: загомонившая, кричащая.
- Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения) работа в группах:
- 1 группа анализ «Седые (вётлы)».
- 2 группа анализ «Золотой (песок)».
- 3 группа «Гребень (прибоя)».
- 4 группа «(гребень) прибоя».
- 5 группа «Табун (коней)».
- Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
— Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться выполнять лексический анализ слов).
— Выполнили ли мы её?
— Наш урок подошёл к концу. Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений.
- Теперь я знаю…
- Теперь я умею…
- Теперь я буду употреблять в своей речи…
- Мне было интересно…
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…
Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.
Домашнее задание:
Выполнить лексический анализ слов: гуляет, скучает, щебечут
Усталое солнце по небу гуляет,
Ленивая тучка над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.