Тире между подлежащим и сказуемым
https://blogoshkole.ru/wp-content/uploads/2024/04/Tire-mezhdu-podlezhashhim-i-skazuemym.pptx
Цель: развивать умение выделять грамматическую основу из предложения.
Предметные результаты:
Умение отличать подлежащее от дополнения, определять сказуемое.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своихмыслей.
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
УУД личностные:умение ориентироваться в системе моральных норм и
ценностей.
УУД регулятивные: умение анализировать словосочетания с точки зрения структурной организации,планированиеи регуляция своей деятельности, умение принимать решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.
Тезаурус
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы: «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Актуализация опорных знаний.
Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены разными частями речи.
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
1) Наступила осень. 2) На золотом фон.. пожелтевш.. листвы выделяют(?)ся яркие пятна клёнов и осин. 3) Разноцветные листья падают на х..лодную землю. 4) Они медленно ш..ршат (под)ногами. 5) Я люблю раннюю осень!
2. Дайте характеристику предложениям по цели высказывания и эмоциональной окраске.
3. Найдите грамматические основы предложений и определите, какими частями речи они выражены.
4. Из последнего предложения выпишите словосочетания, выполните синтаксический разбор СС.
— Какие предложения различают по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?
— Из каких слов состоит словосочетание?
— Как связаны слова в словосочетании?
— Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Словарный диктант
Вокзал, салют, воротник, ракета, планета, герой, ремень, тренер, горизонт, портер.
Какая орфограмма объединяет эти слова? (орфограмма – безударная гласная в корне слова).
Значение какого слова вам непонятно? (Партер).
Где, от кого можно узнать значение этого слова? (словарь, учитель, сеть интернет).
Запишем, что же значит это слово, оформляя запись одним предложением. (Один ученик работает у доски).
Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
Как называется запись в тетради? (Предложение).
Без чего невозможно предложение? (Без грамматической основы).
Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое).
Выпишем, грамматическую основу, определим, чем она выражена.
Сущ. Сущ.
Партер – это этаж.
Прочитайте предложение выразительно. В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким?
В 17 веке русский языковед Барсов назвал этот знак молчанка, а затем назвал чертой.
— Сегодня мы знакомимся со знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», «тире» стало именоваться в начале 1820-х годов.
- Изучение новой темы.
Рассмотрим примеры.
Ученики нашей школы участвуют в конкурсе бальных танцев. Подлежащее ученики выражено именем существительным; сказуемое участвуют выражено глаголом.
К славному подвигу каждый готов. В этом предложении подлежащее каждый выражено местоимением, а сказуемое готов – кратким прилагательным.
Солнце – это яркая звезда. В этом предложении подлежащее солнце выражено именем существительным, сказуемое звезда – тоже имя существительное. Но в этом предложении ещё стоит тире. Почему?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте проанализируем грамматическую основу предложения Язык мой – друг мой.
Подлежащее можно найти без труда, а вот сказуемое…
Давайте напишем это предложение по-английски. My language is my friend. В переводе это будет выглядеть так: Мой язык есть мой друг. По-русски мы так не говорим, но в нашем предложении глагол есть вместо себя оставил заместителя – тире.
Таким образом, если предложение имеет конструкцию «подлежащее» – «что это такое?», то в нём обязательно надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
- Закрепление изученного материала.
Обратите внимание, что в таких предложениях подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже: Лес – наше богатство.
Очень часто в предложениях, построенных по этой модели, перед сказуемым употребляются слова ЭТО и ВОТ. Например: Голубика – это витамины и полезные соки. Дружба – это прежде всего искренность.
Тире между подлежащим и сказуемым. Исключения.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным или указательным местоимением.
Тире не ставится, если предложение содержит отрицание и перед сказуемым стоит частица НЕ.
Тире также не ставится, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, словно, все равно что, точно, будто.
Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово.
1. Вычеркните предложения, в которых не надо ставить тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания не расставлены!
Книги дети разума.
Мы друзья.
Себялюбие яд для дружбы.
Разбор задания: Анализируем предложения. В первом предложении подлежащее выражено именем с
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Оценивание работы на уроке.
- Домашнее задание.