Синтаксическая роль глагола. Нормы словоупотребления
Тема. Синтаксическая роль глагола. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы
Цели: закрепить синтаксические нормы, нормы словоупотребления глаголов; умения правильно ставить ударения и правильно произносить глаголы согласно орфоэпическим нормам.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
https://cloud.mail.ru/public/iTi1/5KecxzDf7
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы поговорим о синтаксической роли глагола и о нормах их употребления.
- Упражнение «открытый микрофон»: задаётся вопрос, ученики отвечают, используя в качестве микрофона любую вещь (пенал, тетрадь, свёрнутую в трубочку, карандаш…).
- Охарактеризуйте глагол как часть речи.
- Что такое инфинитив?
- Как определить, какая гласная пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –Л-?
- Как определить правильное написание суффиксов –ОВА-/-ЕВА; -ЫВА-/-ИВА-?
- Как образуются глаголы настоящего времени?
- Проверка домашнего задания.
- Повторение изученных ранее знаний.
Слово учителя: сегодня мы поговорим о синтаксической роли глагола, правильном употреблении глагола в речи, вспомним орфоэпические, грамматические и лексические нормы.
- рассмотрим предложения:
По спокойному морю вдруг побежала узкая полоса бесчисленных морщинок. Море всё вдруг почернело на необозримом пространстве. Ветер превратился почти в ураган, свистел в ушах, наполнял парус.
Выпишите из предложений грамматические основы:
- пробежала полоса морщин.
- Море почернело.
- Ветер превратился, свистел, наполнял.
Сделаем вывод: чаще всего глагол выполняет роль сказуемого.
- Давайте вспомним, что такое инфинитив.
Инфинитив — это начальная неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на наклонение, ни на число, ни на лицо или род. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? (употреблять, плыть) и что сделать? (построить, встретить, смастерить).
- Вспомним, какую синтаксическую функцию выполняет инфинитив:
Запишем предложения, определим, какую функцию выполняет инфинитив:
Жить – родине служить.
Раздалась команд поднять паруса.
Я пришёл рассказать о необычайном происшествии.
Нас научили не бояться трудностей.
Вывод: инфинитив, действительно, может выступать в роли любого члена предложения.
- Очень важно уметь правильно употреблять глаголы. Давайте поговорим о некоторых особенностях их употребления. Давайте повторим особенности произношения глаголов.
Задание 1. Запишите слова и поставьте ударения:
Баловать, предложить, избаловать, откупорить, принял, исчерпать, облегчить, осведомиться, уместиться, включим, кашлянуть, премировать.
Задание 2. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и поставьте ударение:
Налить, красть, начать, ожить, понять, играть, класть, послать.
ЖР: налилА, крАла, началА, ожилА, понялА, игрАла, клАла, послАла.
МР: налИл, крАл, нАчал, ожИл, пОнял, игрАл, клАл, послАл.
СР: налилО, крАло, началО, ожилО, понялО, игрАло, клАло, послАло.
МЧ: налИли, крАли, нАчали, ожИли, пОняли, игрАли, клАли, послАли.
- А теперь вспомним, какие грамматические нормы употребления глаголов мы изучили:
- При образовании глаголов несовершенного вида в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе: ЛАГ-ЛОЖ, СКАК-СКОЧ, РАСТ-РАЩ-РОС.
- При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч: течь – теку – течёт – текут, лечь – лягу – ляжет – лягут, беречь – берегу – бережёт – берегут.
- При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
- При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
-бер-//-бир-,
-дер-//-дир-,
-пер-//-пир-,
-тер-//-тир-,
-мер-//-мир-,
-жег-//-жиг-,
-стел-//-стил-,
-блест-//-блист-,
-чет-//-чит-.
- От некоторых глаголов невозможно образовать 1 лицо настоящего времени:
Победить, убедить, очутиться, пылесосить.
- Следующий этап нашей с вами работы – это повторение темы «Нормы лексического употребления глаголов». Давайте прочитаем предложения и исправим неправильно употреблённые глаголы. Запишите предложения в исправленном варианте:
- Единственный памятник А.С.Пушкину и его няне построили в Пскове.
- Мать не щадила ничего для счастья своих детей.
- Наступил сильный дождь.
- Я легла на кровать и не увидела, как заснула.
Памятник нельзя построить – установили. Не щадила, а жалела. Дождь не может наступить – начался. Не увидела, а не заметила.
- Ещё одна норма, в которой мы часто делаем ошибки:
ОДТЬ-НАДЕТЬ
Одеть | Надеть |
Кого? Во что? Чем? Как? | На кого? На что? |
Составьте предложения со словами ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, СОБАЧКУ.
- Закрепление пройденного материала.
Повторим, что мы знаем о глаголе:
- Общее грамматическое значение: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
- Как и любая часть речи, глагол имеет морфологические признаки:
ПМП: вид (совершенный/несовершенный, переходность (переходный/непереходный), спряжение.
НМП: число (единственное/множественно), время (настоящее, прошедшее, будущее), лицо (в настоящем и будущем), род ( в прошедшем времен).
- Как и любая самостоятельная часть речи, глагол выполняет синтаксическую роль:
Глагол, обычно выступает в роли сказуемого и вместе с подлежащим образует грамматическую основу. Инфинитив может быть любым членом предложения. В словосочетании глагол чаще всего выступает в роли главного слова.
Таким образом, мы с вами получили морфологический разбор глагола.
Запишем предложение:
Наступают тёплые апрельские дни.
Наступают (что делают) – глагол, действие, Нф: наступать.
ПМП: несовершенный вид, невозвратный, 1 спряжение.
НПМ: настоящее время, 3 лицо, множественное число.
В предложении: сказуемое – наступают.
- Подведение итогов урока:
Сегодня мы повторили основные морфологические признаки глагола, вспомнили грамматические, лексические и орфоэпические нормы, а также вспомнили, какую синтаксическую роль выполняет глагол в предложении.
- Выставление оценок.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.