Синтаксическая роль глагола. Нормы словоупотребления

Тема. Синтаксическая роль глагола. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы

Цели: закрепить синтаксические нормы, нормы словоупотребления глаголов; умения правильно ставить ударения и правильно произносить глаголы согласно орфоэпическим нормам.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

https://cloud.mail.ru/public/iTi1/5KecxzDf7

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы поговорим о синтаксической роли глагола и о нормах их употребления.

  • Упражнение «открытый микрофон»: задаётся вопрос, ученики отвечают, используя в качестве микрофона любую вещь (пенал, тетрадь, свёрнутую в трубочку, карандаш…).
  • Охарактеризуйте глагол как часть речи.
  • Что такое инфинитив?
  • Как определить, какая гласная пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –Л-?
  • Как определить правильное написание суффиксов –ОВА-/-ЕВА; -ЫВА-/-ИВА-?
  • Как образуются глаголы настоящего времени?
  • Проверка домашнего задания.
  • Повторение изученных ранее знаний.

Слово учителя: сегодня мы поговорим о синтаксической роли глагола, правильном употреблении глагола в речи, вспомним орфоэпические, грамматические и лексические нормы.

  • рассмотрим предложения:

По спокойному морю вдруг побежала узкая полоса бесчисленных морщинок. Море всё вдруг почернело на необозримом пространстве. Ветер превратился почти в ураган, свистел в ушах, наполнял парус.

Выпишите из предложений грамматические основы:

  1. пробежала полоса морщин.
  2. Море почернело.
  3. Ветер превратился, свистел, наполнял.

Сделаем вывод: чаще всего глагол выполняет роль сказуемого.

  • Давайте вспомним, что такое инфинитив.

Инфинитив — это начальная неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на наклонение, ни на число, ни на лицо или род. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? (употреблять, плыть) и что сделать? (построить, встретить, смастерить). 

  • Вспомним, какую синтаксическую функцию выполняет инфинитив:

Запишем предложения, определим, какую функцию выполняет инфинитив:

Жить – родине служить.

Раздалась команд поднять паруса.

Я пришёл рассказать о необычайном происшествии.

Нас научили не бояться трудностей.

Вывод: инфинитив, действительно, может выступать в роли любого члена предложения.

  • Очень важно уметь правильно употреблять глаголы. Давайте поговорим о некоторых особенностях их употребления. Давайте повторим особенности произношения глаголов.

Задание 1. Запишите слова и поставьте ударения:

Баловать, предложить, избаловать, откупорить, принял, исчерпать, облегчить, осведомиться, уместиться, включим, кашлянуть, премировать.

Задание 2. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и поставьте ударение:

Налить, красть, начать, ожить, понять, играть, класть, послать.

ЖР: налилА, крАла, началА, ожилА, понялА, игрАла, клАла, послАла.

МР: налИл, крАл, нАчал, ожИл, пОнял, игрАл, клАл, послАл.

СР: налилО, крАло, началО, ожилО, понялО, игрАло, клАло, послАло.

МЧ: налИли, крАли, нАчали, ожИли, пОняли, игрАли, клАли, послАли.

  • А теперь вспомним, какие грамматические нормы употребления глаголов мы изучили:
  • При образовании глаголов несовершенного вида в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе: ЛАГ-ЛОЖ, СКАК-СКОЧ, РАСТ-РАЩ-РОС.
  • При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч: течь – теку – течёт – текут, лечь – лягу – ляжет – лягут, беречь – берегу – бережёт – берегут.
  • При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
  • При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:

-бер-//-бир-,
-дер-//-дир-,
-пер-//-пир-,
-тер-//-тир-,
-мер-//-мир-,
-жег-//-жиг-,
-стел-//-стил-,
-блест-//-блист-,
-чет-//-чит-.

  • От некоторых глаголов невозможно образовать 1 лицо настоящего времени:

Победить, убедить, очутиться, пылесосить.

  • Следующий этап нашей с вами работы – это повторение темы «Нормы лексического употребления глаголов». Давайте прочитаем предложения и исправим неправильно употреблённые глаголы. Запишите предложения в исправленном варианте:
    • Единственный памятник А.С.Пушкину и его няне построили в Пскове.
    • Мать не щадила ничего для счастья своих детей.
    • Наступил сильный дождь.
    • Я легла на кровать и не увидела, как заснула.

Памятник нельзя построить – установили. Не щадила, а жалела. Дождь не может наступить – начался. Не увидела, а не заметила.

  • Ещё одна норма, в которой мы часто делаем ошибки:

ОДТЬ-НАДЕТЬ

ОдетьНадеть
Кого? Во что? Чем? Как?На кого? На что?

Составьте предложения со словами ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, СОБАЧКУ.

  • Закрепление пройденного материала.

Повторим, что мы знаем о глаголе:

  • Общее грамматическое значение: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
  • Как и любая часть речи, глагол имеет морфологические признаки:

ПМП: вид (совершенный/несовершенный, переходность (переходный/непереходный), спряжение.

НМП: число (единственное/множественно), время (настоящее, прошедшее, будущее), лицо (в настоящем и будущем), род ( в прошедшем времен).

  • Как и любая самостоятельная часть речи, глагол выполняет синтаксическую роль:

Глагол, обычно выступает в роли сказуемого и вместе с подлежащим образует грамматическую основу. Инфинитив может быть любым членом предложения. В словосочетании глагол чаще всего выступает в роли главного слова.

Таким образом, мы с вами получили морфологический разбор глагола.

Запишем предложение:

Наступают тёплые апрельские дни.

Наступают (что делают) – глагол, действие, Нф: наступать.

ПМП: несовершенный вид, невозвратный, 1 спряжение.

НПМ: настоящее время, 3 лицо, множественное число.

В предложении: сказуемое – наступают.

  • Подведение итогов урока:

Сегодня мы повторили основные морфологические признаки глагола, вспомнили грамматические, лексические и орфоэпические нормы, а также вспомнили, какую синтаксическую роль выполняет глагол в предложении.

  • Выставление оценок.
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание.

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика