Внутришкольный контроль
УТВЕРЖДЕНО
методическим советом школы
от «__» _________ 20__ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании», Концепцией совершенствования государственного контроля в национальной системе образования, Положением о государственном контроле за обеспечением качества образования Уставом МБОУ РК г. Керчи «Школа № __», регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.
Внутришкольный контроль (ВШК) — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативных актов. Процедуре ВШК предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.
Положение о ВШК утверждается педагогическим советом либо научно-методическим советом школы, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целями внутришкольного контроля являются:
— совершенствование деятельности образовательного учреждения;
— повышение мастерства учителей;
— улучшение качества образования.
Задачи внутришкольного контроля:
— осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
— выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
— анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
— анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
— изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
— анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
— оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
ФУНКЦИИ
— информационно — аналитическая;
— контрольно — диагностическая;
— коррективно – регулятивная.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Учебно-воспитательный процесс:
— контроль за выполнением всеобуча;
— контроль за состоянием преподавания учебных предметов;
— контроль за состоянием знаний, умений и навыков учащихся;
— соблюдения порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости;
— своевременности предоставления отдельным категориям учащихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством;
— контроль за внеклассной воспитательной работой.
Педагогические кадры:
— соблюдение законодательства, соблюдения Устава школы, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативно-правовых актов школы;
— осуществления государственной политики в области образования;
— использование методического обеспечения в образовательном процессе;
— реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;
— контроль за выполнением нормативных документов;
— контроль за выполнением решений педсоветов;
— контроль за выполнением рекомендаций научно-практических конференций и производственных совещаний;
— контроль за работой методических объединений, творческих групп и других структурных подразделений методической сети;
— контроль за повышением квалификации учителей;
— контроль за самообразованием учителей.
Учебно-материальная база:
— использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
— контроль за учетом, хранением и использованием учебно-наглядных пособий и ТСО;
— контроль за развитием кабинетной системы;
— контроль за созданием учебно-материальной базы для внеклассной воспитательной работы;
— контроль за ведением школьной документации, школьного делопроизводства;
— работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы.
— контроль за деятельностью персонала.
ВИДЫ
— плановый (осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком);
— оперативный (внеплановый);
— предварительный;
— текущий;
— итоговый;
— персональный;
— тематический;
— классно-обобщающий;
— предметно-обобщающий;
— комплексный;
ФОРМЫ
— административный контроль;
— самоконтроль;
— мониторинговый контроль (предусматривает системный учет информации)
МЕТОДЫ
Основными методами организации контроля являются:
— анкетирование;
— тестирование;
— социальный опрос;
— мониторинг;
— наблюдение;
— посещение занятий;
— изучение документации;
— анализ самоанализа;
— беседа;
— анализ результатов учебной деятельности;
— устный опрос;
— письменный опрос;
— письменная проверка знаний учащихся (контрольная работа).
ОСНОВАНИЯ
Основаниями для внутришкольного контроля являются:
— заявление педагогического работника на аттестацию;
— плановый контроль;
— проверка состояния дел для подготовки управленческих решений:
— обращение физических лиц по поводу нарушений в области образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной) работе, руководители методических объединений, другие специалисты.
В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные органы) организации и отдельные специалисты.
Директор издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки, создании комиссии по осуществлению контроля, устанавливает сроки подготовки программы контроля и предоставления итоговых материалов.
Председатель комиссии по осуществлению контроля разрабатывает памятку-программу осуществления проверки, распределяет функциональные обязанности членов комиссии. Программа контроля доводится до сведения членов комиссии и педагогических работников.
Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий и одного учителя.
Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК.
При обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства в области образования, о них сообщается директору школы;
Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводится только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службами школы.
При проведении планового контроля не требуется дополнительно предупреждение учителя, если в четвертном плане работы школы указаны сроки контроля.
В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения или с предупреждением менее чем за 1 день.
При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, их анализ, выводы и предложения.
Информация о результатах ВШК доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.
Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным вопросам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
— проводятся заседания педагогического или методического советов, совещания при директоре, рабочие совещания с педагогическим составом;
— сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;
— результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.
Директор школы по результатам внутришкольного контроля издает приказ и принимает следующие решения:
— об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;
— о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов;
— о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
— о поощрении работников;
— иные решения в пределах своей компетенции.
О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.