Работа с трудными подростками
Важную роль в воспитательной работе школы является работа с так называемыми трудными подростками. В связи с этим именно комплексный подход к работе с трудными детьми является не только важнейшим принципом, но и наиболее эффективным путем организации этой работы. Уровень современных требований к преподавателю, воспитателю так высок, что предполагается тонкое понимание нюансов и оттенков личности. Иначе говоря, он предполагается более высокий профессионализм и более глубокий и тонкий диагноз причин и сущности отношения личности, который возможен лишь при знании истории развития воспитанника. При этом особое значение имеет материал, касающийся периода младшего школьного возраста, который играет исключительно важную роль в адаптации к социальным условиям вообще и к школьной жизни в частности, поскольку именно в этом возрасте закладываются и в основе своей формируются умение учиться, социальная приспособляемость и т. д. В связи с этим при изучении личности трудного подростка необходимо уделить достаточно внимания анализу «предтрудного» периода, где чаще всего кроется объяснение многих особенностей его личности.
Следует учитывать факт, что глобальное определение недостатков личности подростка и оставление его «наедине» с необходимостью искоренения этих недостатков («ты жесток, стань добрым», «ты груб, стань вежливым») является, как правило, непосильной задачей для ребят. Сложные составные личности, как, например, грубость или жестокость, совсем не просто изжить и вместо них привить другие, социально полезные качества: вежливость, доброту, отзывчивость и т. д. Поэтому изучение личности и условий жизни трудного подростка должно непременно сочетаться с его перевоспитанием. А поскольку эффективность последнего в значительной мере обусловлена влиянием социального окружения, то работа с трудными подростками должна начинаться изучение личности должно сопровождаться деятельностью педагога по оздоровлению (коррекции) влияния этой среды (семьи, групп неформального общения, отношения к подростку в классе и т. д.).
Но прежде, чем перейти к вопросу об осуществлении индивидуальной воспитательной работы, необходимо уточнить основные понятия, которыми мы будем в дальнейшем оперировать, а именно: трудный, педагогически запущенный или трудновоспитуемый подросток (они будут употребляться как синонимы), а также индивидуальный подход, или индивидуальная работа.
К категории трудных относятся школьники, которые имеют отклонения в нравственном развитии, Направленность трудновоспитуемого предполагает господствующую отрицательную линию поведения (подозрительность, скептицизм, неорганизованность, лживость и др.), определенную систему мотивов — самоутешение, самооправдание, сваливание своей вины па других, на обстоятельства, — аномальные потребности (дромомания, алкоголизм, воровство) или аморальный способ удовлетворения потребностей (например, потребность во впечатлениях удовлетворяется за счет азартных игр, драк, ссор, чтения запоем книг о шпионах), вредные привычки и болезненное самолюбие… Лишь около 5—6% трудных детей имеют ярко выраженные антисоциальные установки. Большая часть — это дети, которые могут быть в одних условиях хорошими, в других — совершать дурные поступки. Например, большинство трудных детей не выдадут товарища, но могут избить его, если он нарушит какое-либо правило «дружбы». С одним учителем эти дети находятся в хороших отношениях, с другими — в конфликте.
Индивидуальный подход в работе с трудными подростками — это воспитательное воздействие на учащегося, первым этапом которого является глубокое изучение индивидуальных особенностей каждого подростка. Второй этап — это выбор методов, приемов учебно-воспитательного воздействия на него и осуществление определенной комплексной системы.
По определению психолога В. А. Крутецкого, сущность индивидуального подхода состоит в выборе и осуществлении таких воспитательных воздействий, которые наиболее соответствуют ситуации, особенностям личности подростка, состоянию, в котором он в данный момент находится, и поэтому имеет максимальный эффект. Поэтому воспитательные меры, которые дают положительные результаты по отношению к данному ребенку, часто не дают ожидаемого эффекта по отношению к другому.
Принципы организации индивидуальной работы с трудновоспитуемыми учащимися
Основой индивидуального подхода к ребенку является знание его личности и характера влияния на нее со стороны ближайшего окружения. Поэтому педагогу нужна последовательная программа такого изучения, которая охватывает самые важные стороны жизни подростка, дает возможность получить объективные данные об особенностях его личности, разобраться в причинах отклонений в поведении и даст материал как для проектирования личности трудновоспитуемого, так и для разработки индивидуального плана его перевоспитания
На основании изучения личности трудновоспитуемого составляется его психолого-педагогическая характеристика, определяются наиболее перспективные линии и средства воздействия на каждого из них и в соответствии с этим составляется отдельно для каждого подростка программа перевоспитания.
Программа работы с трудным подростком предусматривает целостную систему воспитательных мероприятий. Особое внимание следует уделить объединению в процессе перевоспитания трудных подростков педагогические коллективы школ и внешкольных учреждений, родителей.
Глубокую заинтересованность педагогов в судьбе каждого ребенка, знание каждой семьи и целенаправленная последовательная корректировка ее влияния также является непременным условием успешной работы с подростком.
Существуют различные причины снижения воспитательного потенциала семьи. В одних семьях родители допускают ошибки из-за своей педагогической неграмотности, в других — эти ошибки обусловлены различными психологическими причинами, например, конфликтным характером взаимоотношений в семье, в третьих — наблюдается нравственная деформация личности родителей, в четвертых нарушена структура семьи и отсутствие одного из родителей также может отрицательно сказаться на воспитании.
Наличие этих факторов, их своеобразные сочетания отличают семьи с низким и высоким воспитательным потенциалом друг от друга. Лишь на основе знаний этих индивидуальных особенностей различных типов семей становится реальным осуществление дифференцированного подхода к руководству семейным воспитанием. Дифференцированный подход — это прежде всего поиск наиболее эффективных путей педагогического воздействия на семью, а через нее и на трудновоспитуемых учащихся. Он должен соблюдаться при выборе методов, путей, форм работы с семьей, при планировании содержательной стороны работы с нею.
Изучение семейной ситуации развития трудновоспитуемых подростков достигнет своей цели при соблюдении следующих условий:
- Обследование семейной ситуации развития трудновоспитуемых учащихся должно быть направлено на повышение воспитательного потенциала семьи.
На основе глубокого анализа семейной ситуации необходимо выбрать наиболее эффективные пути изменения этой ситуации, применить наиболее целесообразные методы и формы воздействия на семью и трудновоспитуемого подростка.
- Изучение семейной ситуации развития трудных подростков должно сопровождаться продуманным педагогическим руководством семейным воспитанием, основанным на глубоком анализе этой ситуации в каждой -конкретной семье. Классный руководитель должен стремиться к поэтапному изменению этой ситуации, путем наращивания в семье положительных отношений и постепенного снятия отрицательных факторов.
- Изучение социальной ситуации развития трудных подростков в семье должно проводиться комплексно, с учетом взаимодействия всех составляющих ее компонентов: сложившихся в семье взаимоотношений между членами семьи, объективных условий жизни в семье, влияющих на них факторов, а также отношения к этому самого подростка.
- Изучение должно проводиться систематически, т. к. условия жизни в семье и отношение к ним самого подростка претерпевают изменения, которые также важно учитывать при коррекционной работе с семьей и трудными подростками. Принцип систематичности подразумевает накопление информации о семье, результатах совместного взаимодействия семьи и школы.
- При изучении важно использовать различные источники и методы сбора сведений о семье, о сложившихся в ней взаимоотношениях. Чем разнообразнее эти методы, тем глубже и шире можно изучить ситуацию развития подростков в семье. Опытные педагоги реализуют в своей работе комплексное изучение семьи при помощи набора таких методов как наблюдение, метод анализа документов, беседа-интервью, сочинения подростков, анкеты, опросы.
- Обследование семьи должно проводиться планомерно, по определенной программе (см. приложение 4). Это позволит педагогу избежать случайностей в обследованиях, накопления ненужных данных.
Для полной реализации программы изучения семьи учителю необходимо располагать достоверными и научно организованными методиками. С этой целью можно использовать программу интервью с родителями (см. приложение 5), опросник для учащихся 7—10 классов (приложение 6), специальную методику изучения отношений ученика с людьми из ближайшего окружении (приложение 7) и соответствующие инструкции к ним.
Предлагаемые материалы не следует рассматривать как обязательную документацию классного руководителя. Они могут быть использованы полностью или частично, по усмотрению педагога для получения общих или выборочных сведений об изучаемом ребенке и его семье.
Так, для получения данных о характере воспитательной деятельности семьи (II раздел программы изучения семьи — приложение 4) целесообразно использовать вопросы 8, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 34, 35, 36, 40 интервью с родителями (см. приложение 5), вопросы 1, 4, 7, 8, 11, 14, 17 анкеты для учащихся (см. приложение 6) и полностью или отдельные вопросы методики изучения отношений ученика с людьми из ближайшего окружения (см. приложение 7). Для изучения регулятивной деятельности семьи (III раздел программы изучения семьи) целесообразно использовать вопросы 7, 17, 19 (а и г) (20, 22, 30, 31, 38, 39 (приложение 5), 20, 22, 23, 24, 27 (приложение 6), 4, 10, 11, 12, 15, 16, 23 (приложение 7) и т. д.
При использовании этих, как и всех других методик углубленного изучения семьи, чрезвычайную актуальность приобретают вопросы этики учителя. Эта работа возлагает на него большую дополнительную ответственность за целесообразное использование полученных данных. Совершенно недопустимо разглашение результатов анализа, использование их в целях, далеких от задач воспитания ученика.
Использование полученных данных с целью упрекнуть ученика или его родителей, выставить их в невыгодном свете перед классом и на родительском собрании, педсовете следует расценивать как педагогическую ошибку и бестактность.
Результаты анкетирования, как и сами анкеты, не должны попадать в руки учащихся, в т. ч. и ученического актива.
На основе проведенного анализа педагог должен дать объективную оценку социальной ситуации развития трудного подростка в семье, оценку успешности выполнения семьей определенных обязанностей по отношению к подростку и обществу, выбрать оптимальные пути и методы воздействия на семью с целью повышения ее воспитательного потенциала, определить основные этапы этой работы.
Сведения, полученные при анализе отдельных сфер, необходимо учитывать при планировании работы с семьей. С семьями, в которых преимущественно нарушена воспитательная сфера при нормальном выполнении других, необходимо намечать работу по педагогической пропаганде; с семьями, в которых нарушения воспитания сопровождаются серьезным разладом в коммуникативной сфере, целесообразней проводить пропаганду знаний по социальной психологии семьи, прививать родителям навыки педагогически целесообразного обращения с подростками.
Если в семье нарушения наблюдаются лишь в одной из сфер (чаще всего в воспитательной или в сфере досуга),то работу целесообразно проводить классному руководителю с периодическим привлечением лекторов, руководителей школы, членов родительского комитета. Если ошибки семьи связаны преимущественно с внутрисемейными конфликтами, то желательно очень тактично помочь супругам отрегулировать взаимоотношения. Если же конфликтов наблюдаются в сфере отношений семьи и общества (например, родители нарушают тем или иным способом нормы общественного поведения), то в этом случае необходимо привлекать социальные службы по делам детей.
Современный уровень работы педагога с воспитанником требует детализации, поэтапности процесса. Пусть этапов будет немного, три и даже два, но это деление должно обеспечить постепенность перехода от одних внутренних целей к другим, выполнение в определенной последовательности несложных задач, посильных для подростка. Процесс перевоспитания немыслим без оптимистической гипотезы, уверенности педагога в том, что в каждом трудном подростке есть положительные качества, которые надо найти и умело использовать в воспитательной работе, без этого невозможна никакая работа по перевоспитанию. Опора на положительное — основа работы по перевоспитанию. В педагогической практике существует множество примеров, когда педагоги, воспитатели, сумев разглядеть у подростка любовь к природе, животным, музыке, спорту, труду, любознательность, организаторские способности, использовали, развивали это положительное и на нем строили весь .процесс перевоспитания, постепенно изменяя отношение к другим предметам и явлениям, к окружающим людям, учителям, родителям, к учебе, труду и т. п.
Об этом неоднократно говорил В. А. Сухомлинский, который категорически отрицал такой путь исправления, как выставление наружу недостатков в надежде, что ребенок сможет критически оценить свое поведение и изменить его. Этот путь уязвляет самолюбие, чувство собственного достоинства, человеческую гордость. Таким путем нельзя воспитать стойкие нравственные убеждения. С первого дня пребывания в школе надо уметь рассмотреть в ребенке все лучшее, неустанно укреплять это лучшее и развивать.
Этот начальный этап работы по перевоспитанию довольно сложен, требует значительных затрат времени, однако без него нельзя успешно выполнить возложенные на школу задачи. Даже если это положительное придется собирать по крохам, все равно важно вычленить его из общего числа отрицательных качеств.
Подросток должен быть поставлен в условия, которые требовали бы от него проявления положительных качеств личности. Приобщение к труду, к новым видам коллективной деятельности, человечность в отношениях, предоставление возможности проявить себя с положительной стороны, помощь в ликвидации пробелов в знаниях, глубокое проникновение во внутренний мир каждого, поддержка всех лучших проявлений личности — все эти факторы содействуют развитию положительных качеств личности. Положительные подкрепления стимулируют, содействуют формированию устойчивости условного рефлекса. В таких условиях у подростка появляется уверенность в своих силах, надежда, что и он сумеет достичь определенных успехов в учебном, трудовой, общественной деятельности.
Осуществляя индивидуальную работу с трудными подростками, необходимо придерживаться также и следующих принципов:
- посильность заданий, требований учебного, воспитательного характера для каждого конкретного учащегося.
- постепенность, детализация заданий в силу того, что учащийся сразу не может выполнить выдвигаемые перед ним требования (будь вежлив, не нарушай дисциплину, хорошо учись и т. п.), все эти требования необходимо детализировать, выдвинуть промежуточные, поэтапные. Например, общее требование «не нарушай дисциплину на уроке» можно детализировать следующим образом: привыкай внимательно слушать учителя, следи за ответами товарищей и продумывай, чем ты можешь их дополнить, приучай себя добросовестно и аккуратно выполнять все задания; используя различные педагогические приемы, учителю следует помочь ученику добиваться успехов именно в выполнении этих промежуточных заданий;
- строгая дифференциация средств и методов воздействия соответственно индивидуальным особенностям каждого учащегося;
- систематический контроль успеваемости и поведения учащегося, своевременная оценка достигнутых успехов, доброжелательная помощь в преодолении недостатков и др.;
- объективность мер воздействия. Обязательно все меры поощрения и наказания должны быть объективны, и их объективность должна быть понятной подростку;
- важнейшим требованием работы с трудновоспитуемыми учащимися является педагогический такт воспитателя, т. е. его чувство меры, умение оценивать педагогическую ситуацию и подобающим образом реагировать на нее. Одним из главных показателей тактичного поведения учителя является умение не оскорбить, не унизить ученика и его родителей даже при применении самых строгих мер воздействия.
В процессе изучения и перевоспитания школьника перед учителем довольно остро стоит вопрос о критериях, т. е. показателях объективной оценки как личности ребенка, так и эффективности воспитательного влияния.
Итак, действия или поступки человека — один из основных объективных критериев его личности. Однако, исходя из анализа одного поступка, мы можем ошибиться в истолковании мотивации, цели истинного содержания этого поступка. Лишь систематическое и целенаправленное наблюдение за одним и тем же подростком в процессе его деятельности предоставит в распоряжение педагога материал для объективного анализа личности ученика. При этом отсеется случайный, нетипичный поступок и проявится типичная для данного подростка картина поведения. Итак, первые два условия изучения личности — систематичность изучения и объективный характер наблюдений, т. е. наблюдения без предвзятости, когда фиксируются и анализируются все положительные и отрицательные действия, поступки, рассуждения подростка. На практике часто приходится сталкиваться с нарушением учителями этих двух условий.
Однако поступки не являются единственным и исчерпывающим критерием оценки личности, особенно личности формирующейся.
Правильная педагогическая оценка действия, а тем более личности школьника предполагает знание целей и мотивов его поступков. А непременным условием целесообразной с педагогической точки зрения реакции учителя является учет этих показателей. В связи с этим импульсивность, резкость педагога, как непосредственная реакция на действие ученика, свидетельствует о его педагогической беспомощности и неумелости, хотя, нужно признать, что у педагога-мастера это может выступать действенной воспитательной силой.
Цель — сознательное предвидение результата, на достижение которого направлены действия человека. Цель организует и побуждает человека к деятельности, выступает ее мотивом. Поэтому индивидуальный подход к воспитаннику предполагает не только беспристрастные наблюдения, но и спокойные, доброжелательные и умелые беседы для выяснения целей и мотивов его действия.
Степень педагогической оправданности последующих педагогических акций во многом зависит от объективности и умелого анализа этого исходного материала. Мотив — движущая сила, причина действий и поступков человека — раскрывает сущность человеческого поведения, природу действий человека, характер причин, побудивших его к совершению того или иного поступка. Мотив выступает в качестве одного из компонентов структуры деятельности, а также источника активности личности, аккумулируя в себе всю ее внутреннюю энергию. Система мотивов определяет направленность личности, ее гражданский облик. Знания о целях и мотивах деятельности необходимы для понимания внутреннего смысла действий и поступков подростков. Цель и мотивы действий часто не осознаются подростком и уже поэтому не всегда они могут быть вскрыты в беседе с ним. И здесь на помощь приходит педагогу его чутье, педагогическая интуиция, такт, умение доброжелательно наблюдать и анализировать поступки ребят. Например, перед нами с визгом, криком и головокружительными «выбрыками» несколько раз пробежал, не замечая никого вокруг, ученик. Опытному учителю понятно: подросток демонстрирует перед ним свое геройство, хочет, чтобы оценили его физкультурные навыки, и поэтому с удовольствием воспримет любые поручения учителя, которые нужно выполнить: на той же скорости сбегать домой, к завхозу, защитить спортивную честь класса на соревнованиях и т. д. И не нужны здесь упреки в неумении вести себя в общественных местах и стремлении выяснить: -зачем он это сделал? (В этом он ведь и сам себе не сознается).
Ведущими методами изучения личности учащегося являются психолого-педагогические наблюдения и заранее продуманные, построенные по определенному плану, направленному на выяснение очень конкретных вопросов, беседы с подростками.
Можно рекомендовать такие методы как изучение и анализ результатов творческой деятельности, создание специальных педагогических ситуаций, в которых наиболее полно раскрываются те или иные качества воспитанников, социометрические — «методики выбора» («с кем ты хочешь сидеть за одной партой», «кому ты можешь доверить свою тайну» и т. д.).
Известно, что мастерство воспитания не терпит готовых рецептов. Каждый воспитательный метод приемлем и целесообразен лишь в определенной педагогической ситуации, по отношению к определенному ученику и в руках определенного педагога. Особенно недопустимы категоричные предписания по отношению к трудным подросткам, реакции которых на меры воздействия отличаются крайним непостоянством, непоследовательностью, резкостью и часто бывают неожиданными и труднообъяснимыми не только для воспитателя, но и для самого воспитанника.
Именно поэтому высокая эффективность воспитания и перевоспитания трудных подростков возможна лишь на основе глубокого понимания психологических особенностей переходного возраста, их учета в индивидуальной работе.
Если вас заинтересовала информация приведенная в данной статье и вам будут интересны дополнительные материалы (приложения) о которых говорится в статье обращайтесь, я вам скину электронный вариант приложений.