Организация рабочего места замдиректора по воспитательной работе
1. Инструктивно-нормативные документы и материалы по проблемам воспитательной работы, международные правовые акты общей Декларации прав человека, Декларация прав ребенка, конвенция ООН о правах ребенка, , Концепция национального и правового воспитания детей и молодежи, Концепция гражданского воспитания, нормативные акты Министерства образования и науки.
2. Методическая, справочная литература, информационные материалы по проблеме воспитания (периодическая печать и т.д.).
3. Материалы о подготовке педагогических советов (по плану школы), методических объединений классных руководителей (не менее 4 в год).
4. Для работы с учащимися:
План воспитательной работы (районный, годовой план школы по воспитательной работе, на месяц, на неделю).
Расписание кружковой работы (название кружка, время проведения, ответственный).
Планы работ детских организаций (на каждую организацию отдельная папка):
• Лига малой прессы.
• Школа юного парламентария.
• Орден милосердия.
• Зеленый мир.
• Юные патриоты.
План работы каждой организации должен быть утвержден директором школы (печать, подпись); с отметкой о выполнении. Также в папке хранятся материалы о работе детских организаций (списки учащихся, отчеты, справки, протоколы заседаний). Можно вложить флаг, текст песни каждой детской организации.
5. Классный уголок:
5.1. Обязательные странички:
• Список класса с распределением поручений,
• План работы на месяц;
• Страничка «Здоровья» (меняется в зависимости от сезона);
• Правовая страничка (права и обязанности) — сменная;
5.2. Необязательные странички (по-усмотрению классного руководителя):
• Поздравления с днем рождения;
• поздравления с праздниками, днями рождения,
• график дежурства по классу.
• Страничка достижений (успехи, награды, поощрения);
6. Работа с одаренными детьми:
Списки одаренных детей по направлениям.
Характеристика (анкета) на каждого одаренного ребенка.
Результативность (грамоты, дипломы).
Журналы кружковой работы (утвержденный план работы кружка, списки учащихся, организационно-массовая работа, список законченных работ кружка).
7. Работа наркологического поста:
Приказ по школе.
План работы с отделом полиции.
Медсестра оформляет наглядный стенд (табакокурение, алкоголизм, наркомания)
8. Для работы с классными руководителями:
План работы методического объединения классных руководителей, утвержденный директором школы. Протоколы заседаний (4 заседания в год) ведутся в отдельном журнале. Обязательно в папке хранить выступления по каждому вопросу методического объединения.
Тематика педагогических советов (1 заседания по воспитательной работе в год и вопросы о воспитательной работы как часть других педсоветов).
9. Для работы с родителями:
План родительского лектория (ведется отдельно или в рамках общешкольных, классных родительских собраний). Отводятся графы «ответственный», «отметка о выполнении».
Папка «Попечительский Совет родительского комитета»:
Состав Совета школы.
Списочный состав членов Совета школы.
План работы Совета школы.
Протоколы заседаний, которые ведутся в Книге протоколов заседаний.
Протоколы родительских собраний класса.
Список состава родительского комитета класса.
Списки рекомендованной литературы для родителей по проблемам воспитания молодежи.
Памятка и советы родителям по проблемам воспитания.
10. Сценарии.
11. Календарь памятных дат
Календарь памятных дат
(в записную книжку учителя, классного руководителя, педагога-организатора)
2015 год в России:
2015 год – Год литературы в России. Указ Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 года № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы»
В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению
2015 – Россия и Болгария проведут перекрестный год туризма
Сентябрь
70 лет со дня подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии. Окончание Второй мировой войны 1939-1945 гг. (2 сентября 1945 года)
1 сентября
День знаний (установлен в 1984 г.)
Всемирный день мира (отмечается в день начала Второй мировой войны (1939-1945)
– 160 лет со дня рождения поэта Иннокентия Федоровича Анненского (1855-1909)
– 140 лет со дня рождения американского писателя Эдгара Райса Берроуза (1875-1950)
2 сентября
День воинской славы России – День окончания Второй мировой войны
5 сентября
– 325 лет со дня рождения первого российского государственного библиотекаря Ивана Даниловича (Иоганн Даниэль) Шумахера (1690-1761)
7 сентября
– 145 лет со дня рождения писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938)
8 сентября
Международный день распространения грамотности. Отмечается по решению ЮНЕСКО с 1967 г.
Международный день солидарности журналистов. Проводится по решению IV конгресса Международной организации журналистов (май 1958 г.) в память о чешском журналисте Ю. Фучике, казненном нацистами 8 сентября 1943 г.
День воинской славы России. Бородинское сражение русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812г.)
11 сентября
День воинской славы России. Победа русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)
12 сентября
День памяти святого благоверного князя Александра Невского
– 150 лет со дня рождения латышского поэта, драматурга Яниса Райниса (1865-1929)
13 сентября
Международный день памяти жертв фашизма (второе воскресенье сентября)
16 сентября
– 270 лет со дня рождения полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова(1745-1813)
21 сентября
635 лет со дня победы в Куликовской битве. Победа русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380)
Международный день мира (с 2002 г.)
22 сентября
Всемирный День без автомобилей
27 сентября
Всемирный день туризма
28 сентября
– 115 лет со дня рождения художника-карикатуриста Бориса Ефимовича Ефимова (1900-2008)
– 100 лет со дня рождения театрального режиссера Георгия Александровича Товстоногова (1915-1989)
30 сентября
Всемирный день Интернета
Октябрь
140 лет со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина
110 лет со дня публикации Манифеста 17 октября 1905 года
70 лет со дня создания Всемирной федерации профсоюзов (3 октября 1945 года)
70 лет со дня основания Организации Объединенных Наций (24 октября 1945 года)
1 октября
Международный день пожилых людей (см. Сайты для пожилых людей)
Международный день музыки. Проводится по решению Международного музыкального совета ЮНЕСКО
3 октября
– 120 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина (1895-1925)
4 октября
Всемирный день животных
5 октября
Международный день учителя (учрежден ЮНЕСКО в 1994 г.)
Международный день жилья (первый понедельник октября)
9 октября
Всемирный день почты
12 октября
– 665 лет со дня рождения Великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389)
14 октября
Покров Пресвятой Богородицы
16 октября
Всемирный день продовольствия (отмечается с 1979 г.)
17 октября
Международный день протеста против нищеты.Был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.
19 октября
День Царскосельского лицея
21 октября
Международный день школьных библиотек
22 октября
– 145 лет со дня рождения писателя Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)
24 октября
Международный день Организации Объединенных Наций
– 140 лет со дня рождения художника Константина Федоровича Юона (1875-1958)
30 октября
День памяти жертв политических репрессий. Установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 N 1763/1-I
31 октября
– Хэллоуин
Ноябрь
200 лет со времени завершения строительства первого парохода в России (3 ноября 1815 года)
90 лет со дня проведения Первого Международного шахматного турнира в Москве (10 ноября 1925 года)
70 лет со дня начала Нюрнбергского процесса 1945-1946 (20 ноября 1945 года)
50 лет со дня открытия Детского музыкального театра в Москве, ныне — Московский государственный академический детский музыкальный театр (21 ноября 1945 года)
45 лет со времени начала издания общественно-политического журнала «Человек и закон» (ноябрь 1970 года)
25 лет со времени основания официального печатного издания Правительства Российской Федерации «Российская газета» (11 ноября 1990 года)
4 ноября
7 ноября
98-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (1917)
День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941)
8 ноября
День журналиста
11 ноября
Международная неделя науки и мира. Проводится по призыву Специального политического комитета 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в течение недели, на которую приходится 11 ноября
13 ноября
Международный день слепых
15 ноября
Всероссийский день призывника
16 ноября — Международный день толерантности
17 ноября
Международный день студентов
20 ноября
Всемирный день ребенка
21 ноября
Всемирный день телевидения. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в честь всемирного форума, состоявшегося в штаб-квартире ООН в 1996 г.
26 ноября
Всемирный день информации
29 ноября
– День матери России (отмечается в последнее воскресенье ноября)
Декабрь
290 лет со дня открытия Российской академии наук (1725)
190 лет со дня восстания декабристов (14 декабря 1825 года)
150 лет со дня основания Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (3 декабря 1865 года)
125 лет со дня премьеры оперы «Пиковая дама» в Мариинском театре (19 декабря 1890 года)
25 лет со времени выхода первого номера ежедневной газеты «Независимая газета»
(21 декабря 1990 года)
1 декабря
День воинской славы.
Всемирный день борьбы со СПИДом (отмечается с 1988 г.)
3 декабря
Международный день инвалидов (отмечается с 1922 г.)
День неизвестного солдата. Отмечается с 2014 года. Дата для праздника была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1966 году, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был торжественно захоронен у стен Московского Кремля в Александровском саду.
5 декабря
– День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941)
10 декабря
День прав человека (в этот день в 1948 году Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека)
– 135 лет со дня рождения архитектора Леонида Александровича Веснина (1880-1933)
11 декабря
День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей
12 декабря
День Конституции РФ (по указу Президента от 19.09.94 г.)
24 декабря
День воинской славы.
День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790)
25 декабря
Католическое Рождество
26 декабря
190 лет назад (15 декабря по старому ст. 1825 г.) на Сенатской площади в Петербурге состоялось выступление дворянских революционеров против самодержавия и крепостничества (восстание декабристов)
31 декабря
– 150 лет со дня рождения церковного деятеля Патриарха Тихона (1865-1925)
«О днях воинской славы и памятных датах России»
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ
(с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 15 апреля 2006 г.,
28 февраля, 24 октября 2007 г., 10 апреля 2009 г., 31 мая, 23 июля, 29 ноября 2010 г.,
1 апреля, 27 июня 2012 г., 10 июля 2012, 30 декабря 2012, 2 ноября 2013)
В Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы России:
Дни воинской славы России
18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);
21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);
7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);
10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);
9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);
24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 год);
11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);
8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год);
1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);
23 февраля – День защитника Отечества;
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год);
4 ноября – День народного единства.
В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России:
Памятные даты России
25 января – День российского студенчества;
15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
12 апреля – День космонавтики;
26 апреля – День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф; (абзац введен Федеральным законом от 01.04.2012 N 24-ФЗ)
27 апреля – День российского парламентаризма; (абзац введен Федеральным законом от 27.06.2012 N 95-ФЗ)
22 июня – День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны (1941 год);
29 июня – День партизан и подпольщиков;
28 июля – День Крещения Руси;
1 августа – День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг. (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 285-ФЗ)
2 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год);
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом;
7 ноября – День Октябрьской революции 1917 года;
3 декабря – День Неизвестного Солдата (абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 340-ФЗ);
9 декабря – День Героев Отечества;
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
Планирование воспитательной работы
План воспитательной работы – это последовательная реализация основных задач, поставленных перед школой на предстоящий учебный год и вытекающих из анализа результатов работы за предшествующий период.
Заместитель директора по воспитательной работе составляет следующие модели плана:
— годовой план воспитательной работы школы, согласно плану воспитательной работы района и включает в себя школьные мероприятия. Составляется согласно с направлениями Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях АР Крым совместно с педагогом-организатором. Структура годового плана:
№ Содержание работы Сроки выполнения Ответственные Отметка о выполнении
Зам.дир. по ВР, школьный библиотекарь, медсестра, практический психолог Приказ, дата выполнения
— план воспитательной работы на месяц, неделю.
— расписание классных часов.
— расписание кружков, спортивных секций.
— планы текущие (тематические недели, каникулярное время).
— план работы школьного музея.
— план осуществления внутришкольного контроля за воспитательной работой.
— совместный план работы заместителя директора по воспитательной работе, школьного библиотекаря, практического психолога, медицинской сестры (включается в годовой план воспитательной работы).
— план работы педагога-организатора.
В содержание работы заместителя директора по воспитательной работе входят следующие направления:
— осуществление внутришкольного контроля за воспитательной работой в школе.
— контроль за организацией организационно-массовых мероприятий.
Внутришкольный контроль воспитательной работы в школе
Основные объекты контроля.
Основными объектами контроля являются:
• классные руководители;
• практические психологи;
• учителя начальных классов;
• воспитатели;
• школьные библиотекари;
• педагог-организатор;
• руководители кружков;
А также:
• формы учебных и внеучебных занятий (уроки, воспитательные мероприятия, праздники, конференции и т.д.);
• школьная документация;
• планы работы (качество планирования воспитывающей деятельности школьников в классах, кружках, секциях);
• методическая работа;
• направления Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях АР Крым.
Формы контроля воспитательной работы.
В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие формы контроля:
1. Обзорный: предполагает получение оперативной информации об объекте воспитательного процесса с целью выявления слабых сторон в деятельности отдельных классных руководителей и определение тех аспектов в организации воспитательного процесса, которые могут быть предметом специального изучения внедрения в практику работы коллектива.
2. Персональный: изучение системы работы классного руководителя, педагога-организатора с целью популяризации его опыта или с целью устранения недостатков. Он может быть тематическим и фронтальным. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении. Предполагается планом работы школы на год.
3. Тематический контроль имеет своей главной целью изучение состояния отдельных направлений воспитательной работы (гражданское, трудовое, моральное, правовое, патриотическое, эстетическое, физическое воспитание) и отдельных проблем воспитательной работы (развитие ученического самоуправления, сотрудничество с родителями, занятость учащихся и т.д.).
4. Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, проверка единства требований педагогического коллектива к организации учебно-воспитательного процесса в отдельном классе, отношение учащихся к учебно-воспитательной, общественной деятельности и т.д.
5. Фронтальный контроль предполагает итоговый анализ достижения целей воспитательной работы за год (педагогический совет).
В теории приняты следующие сокращения:
О – обзорный;
П – персональный;
Т – тематический;
КО – классно-обобщающий;
Ф – фронтальный.
Например: на внутришкольном контроле в январе поставлен вопрос «Организация работы по здоровьесберегающему направлению». Проводится месячник по здоровому образу жизни, далее на МО классных руководителей зачитывается справка и методический приказ.
В помощь администрации
Ориентировочная схема наблюдения и анализа воспитательного мероприятия
Анализ – это:
— деление целого на части;
— описание каждой части;
— установления связи между частями и каждой из них со всем целым.
Отметим типичные недостатки анализа. Это:
1. Отсутствие четко сформулированной цели анализа.
2. Бессистемность анализа воспитательного мероприятия, характеристика отдельных его этапов и сроков.
3. Рекомендации педагогу даются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток — рекомендации». Таким образом нарушается логическая цепочка «недостаток – причина — рекомендация».
4. Оценка анализируемого мероприятия исходит не из объективных данных, а из общих впечатлений и личного отношения аналитика.
5. Нелогичность выводов – перечисляется все положительное, делается положительный вывод, затем отрицательный, который по логике перечеркивает положительный вывод.
Во избежание вышеуказанных недостатков рассмотрим ориентировочную схему наблюдения и анализа воспитательного мероприятия.
Цель наблюдения: определить эффективность воспитательного мероприятия и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.
Задачи наблюдения:
• Выявить, достаточно ли четко педагог понимает цель мероприятия и задачи каждого этапа мероприятия, насколько осознанно решает их.
• Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа мероприятия главной цели.
• Установить, соответствует ли методика его проведения поставленным целям.
• Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах мероприятия.
• Определить, достигло ли мероприятие триединой цели (воспитательной, развивающей, обучающей).
• Установить взаимосвязь мероприятия с другими формами воспитательной работы.
Ориентировочная схема наблюдения и анализа воспитательного мероприятия:
1. Общие сведения: цель посещения, время, дата; класс, Ф.И.О. педагога; количество учащихся по списку, из них присутствующих; тема воспитательного мероприятия (ее актуальность и мотивированность, соответствие возрастным особенностям и запросам, интересам данного коллектива; участие школьников в выборе темы.); наличие цели (ее четкость, конкретность, направленность на повышение уровня развития воспитанности учащихся) и задач воспитательного мероприятия; вид деятельности (является ли она частью системной работы, или мероприятие носит эпизодический характер).
2. Форма проведения мероприятия. Целесообразность выбора именно этой формы, ее соответствие психофизиологическим особенностям школьников. Учет возможности активного участия в избранной форме всех или большинства учащихся.
3. Готовность педагога к проведению воспитательного мероприятия: учет уровня воспитанности учащихся во время проведения мероприятия, место мероприятия в общей системе воспитательной работы.
4. Подготовка воспитательного мероприятия (наличие и продуманность плана или программы подготовки; роль классного руководителя, ученического актива, ученической организации, органов самоуправления; слаженность работы коллектива в процессе подготовки мероприятия; предоставление педагогом (ами) тактичной помощи учащимся; участие учащихся в подготовке мероприятия; соответствие распределения обязанностей; рациональность распределения обязанностей; срок выполнения, учет работы).
Примечание: информация по 1-4 пунктам выясняется из беседы с педагогом и его воспитанниками.
5. Проведение воспитательного мероприятия (организация мероприятия, оформление, оборудование помещения); организованность, четкость, слаженность работы; активность учащихся, дозирование и рациональность использования времени; учет возрастных особенностей учащихся; организация сотрудничества со старшими учащимися, родителями, общественностью; содержание мероприятия (связь с жизнью школы, микрорайона, государства); актуальность; учет проблемных вопросов, которые волнуют учащихся; правдивость воссоздания реалий жизни). Гуманность и демократичность взаимоотношений педагогов, актива со всеми участниками мероприятия. Точность и организованность начала. Эстетичность оформления. Подготовка учащихся к активному восприятию новой информации. Содержательность мероприятия: достоверность, научность и эмоциональная насыщенность фактического материала, связь с жизнью, опора на жизненный опыт учащихся.
6. Методика проведения воспитательного мероприятия (целесообразность выбора форм, методов, методических приемов и средств проведения мероприятия; роль педагога, ученического актива в проведении мероприятия; научность и мировоззренческая направленность содержания, эмоциональность мероприятия; активность, уровень самостоятельности, творчества, инициативности участников; наличие элементов дискуссии, проблемы, открытого обмена мыслями, в ходе проведения мероприятия). Рациональное использования наглядности, технических средств обучения и воспитания.
Направленность мероприятия на развитие личности, общечеловеческих черт, на повышение общекультурного уровня развития. Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия (культура речи, мимика и жесты)
7. Анализ деятельности педагога:
7.1. Уровень аналитической культуры педагога, его умение рассматривать воспитательное мероприятие во взаимодействии всех его частей, как системное образование.
7.2. Управленческая культура педагога, наличие организаторских навыков, его эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, умение оказывать воздействие на личность и коллектив.
При осуществлении наблюдения рекомендуется использовать метод «фотографии» воспитательного мероприятия. Представим его в табличной форме.
Таблица наблюдений воспитательного мероприятия:
Ход занятия Ценное в работе Что требует доработки
у педагога у учащихся у педагога у учащихся
Количественный анализ эффективности воспитательного мероприятия представим в виде следующей таблицы.
Таблица для сбора информации по результатам наблюдения
№ Показатель Оценка
1. Четкое определение педагогом цели мероприятия
2. Планирование этапов мероприятия и задач каждого этапа
3. Определение оптимального содержания мероприятия (на данном материале необходимо решить поставленные задачи)
4. Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе мероприятия
5. Четкость мероприятия, темп и ритм
6. Гибкость и широта воспитательного момента (отсутствие шаблона, наличие «изюмины», элемента неожиданности)
7. Взаимосвязь этапов мероприятия:
7.1. Этап анализа обстановки, формулирования цели.
7.2. Планирование мероприятия.
7.3. Подготовка мероприятия.
7.4. Проведение мероприятия.
7.5. Анализ подготовки и проведения мероприятия.
8. Отношение учащихся к мероприятию:
8.1. Интерес
8.2. активность
8.3. Поведение
9. Эмоциональный фон мероприятия
10. Результативность мероприятия
11. Связь мероприятия с предыдущими и последующими классными и общешкольными формами воспитания
Оценка по выделенным параметрам осуществляется по трехбалльной системе:
«0» — показатель не проявил себя.
«1» — показатель проявил себя частично.
«2» — показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне.
Эффективность воспитательного мероприятия рассчитывается по следующей формуле:
Эффективность = ∑ факт
−−−−−− * 100%,
∑ max
где в числителе дроби – суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 таблицы), в знаменателе – количество показателей (столбца 2 таблицы) умноженное на два.
Полученные данные можно представить в виде графика, где по оси абсцисс откладываются изучаемые показатели, а по оси ординат – полученные баллы.
Таким образом, анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое, в результате чего формируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.
Заканчивая рассмотрение вопроса содержания и технологии педагогического анализа воспитательного мероприятия, отметим, что анализ можно считать положительным, если:
1. Четко и осмысленно сформулирована цель анализа.
2. Исходя из цели, намечается программа наблюдения и сбора информации.
3. В ходе анализа вычленяются этапы воспитательного мероприятия, и дается характеристика каждого из них (содержание деятельности педагога, содержание деятельности учащихся, организация этой деятельности).
4. Анализируются системообразующие связи воспитательного мероприятия.
5. Определяется, как в результате взаимодействия этих этапов образуется конечный результат – заранее запрограммированная цель.
6. Анализируется уровень управленческой культуры педагога и учащихся.
7. Анализируется взаимосвязь цели, формы занятия, его содержание, методов, результатов.
8. Вскрывается взаимосвязь данного мероприятия с предыдущими и последующими мероприятиями, его место в общей воспитательной системе.
9. Выводы по мероприятию формируются на основе данных, полученных в результате анализа.
10. Конкретные предложения вытекают из анализа причин, обуславливаются конкретными исполнителями, а также сроками исполнения.
7.3. Какие действия педагога способствовали удачному проведению мероприятия, а какие мешали и почему?
7.4. Какие педагогические способности и умения проявлены в воспитательной работе с учащимися?
7.5. Атмосфера обсуждения.
8. Результативность мероприятия (достижение цели; целостность мероприятия; реализация развивающих, воспитательных, познавательных возможностей мероприятия; качество отдельных частей мероприятия; отношение учащихся к мероприятию, степень их удовлетворения). Что дает воспитательное мероприятие для развития учащихся, формирования, в них:
• общественной позиции, собственного достоинства, морально-волевых качеств, представлений об ответственности за свои действия;
• толерантного отношения к людям других национальностей;
• чувства патриотизма и любви к родному краю;
• формирование устойчивости личности в окружающем мире и установки на здоровый образ жизни;
• формирование позитивной «Я-концепции», приобретение позитивного опыта общения в коллективе;
• эстетичных чувств и вкусов;
• трудовых навыков и уважительного отношения к людям, труду;
• санитарно-гигиенических, спортивных навыков.
9. Выводы и предложения по эффективному совершенствованию воспитательной деятельности педагога.
10. Заключение по анализу воспитательного мероприятия оформляется в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трех частей – вводной, основной и итоговой.
В водной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.
В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т.е. осуществить анализ по формуле «результат – факторы – причины».
В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положительный).
В помощь администрации
Ориентировочная схема анализа классного часа в классе
1. Цель посещения.
2. Дата, класс, время и место проведения, фамилия классного руководителя.
3. Цель, тема классного часа.
4. Краткие записи во время классного часа.
5. Выводы и предложения:
• полнота отбора материала для классного часа;
• использование местного материала, связь с жизнью и деятельностью школы;
• конкретность и доступность материала, учета возрастных особенностей учащихся;
• восприятие материала учащимися, их активность и заинтересованность, полнота и качество ответов;
• организация и методика проведения классного часа;
• использование активных форм работы и наглядности.
Оценочная карточка
одаренного ребенка
1. Ф.И.О. _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
1. Дата рождения ________________________________________________________
2. Ф.И.О. родителей, место работы _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Домашний адрес, телефон ______________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Предметы, по которым проявляет способности _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Художественные способности и прикладные умения ________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Участие в выставках, творческих лабораториях (школьные, районные, республиканские) с указанием года ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Название работ, техника выполнения _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Название кружка, с какого года занимается, Ф.И.О. руководителя _____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Участие в олимпиадах, МАН ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Форма завершения работы ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Памятка по месячникам на год
Месяц Название месячника
Сентябрь Всеобуч
Октябрь Месячник правовых знаний
Ноябрь Месячник национальных культур
Декабрь Месячник оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания
Январь Месячник по формированию здорового образа жизни
Февраль Всеобуч
Март Месячник по социальной защите прав детей
Апрель Месячник правовых знаний. Месячник экологического воспитания
Май Месячник оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания
Вся документация формируется в папки. Нумерация папок берется из номенклатуры, которая утверждена в школе и разрабатывается в школе.