Проектные технологии на уроках русского языка и литературы

metod-proekta-na-yrokah-rysskogo-yazika-i-literatyri
Проектные технологии на уроках русского языка и литературы

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Проектные технологии на уроках русского языка и литературы призваны ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике.

Что такое проект на уроке русского языка и литературы

Проект — временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся в исследованиях, презентациях, изучении дополнительных материалов. Качественно выполненный проект — это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Цели проекта

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
  • Эффективно использовать знания реальной жизни
  • Компьютерная грамотность

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Роль проекта в достижении успеха школьниками

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
  • Эффективно использовать знания реальной жизни
  • Компьютерная грамотность

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС

Необходимо определить место, занимаемое проектной деятельностью в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Проект, как личностно-ориентированное обучение

Проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Положительные факторы проектной деятельности

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Организация работы над проектом

(по И. В. Кругловой, начальника Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы)

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
  • обсуждение возникших идей;
  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;
  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

Примеры использования проектов на уроках русского языка и литературы

Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов  являются  краткосрочные либо мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока.  

Так уроки Родной (русской) литературы и Литературы перекликаются в тематике. Это дает возможность к более глубокому изучению некоторых тем. Например, на уроках литературы изучаются малые жанры фольклора, а на уроках Родной литературы изучается отдельно загадка. По итогам урока ребятам дается задание придумать загадку и проиллюстрировать отгадку

В 6 классе при изучении темы «Имя существительное» ученики знакомятся со словарями личных имен. При этом можно дать задание выполнить индивидуальный мини-проект «Тайна моего имени». Выполнен он может быть, как дома (в качестве домашнего задания), так и на уроке, с использованием словарей личных имен. Ребята узнают о происхождении и значении своего имени. Как правило, очень интересно детям узнать о происхождении своих фамилий. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников

В 6 классе, при изучении сказа Лескова «Левша», ребята проводят работу по изучению окказионализмов, используемых в сказе и определяют цель, с которой автор ввел их в свое произведение.

Проектные технологии на уроках русского языка и литературы
Проектные технологии на уроках русского языка и литературы

http://blogoshkole.ru/wp-content/uploads/2019/12/okkazionalizmy-v-skaze-Levsha.pptx

В 7 классе при изучении Лермонтовской «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» необходимо дать почувствовать детям колорит той эпохи, о которой рассказывает Лермонтов. Дети готовят материал об Иване грозном, об опричнине, о Домострое. Находят материал о кулачных боях. В итоге создается презентация, которая представляется на уроке и комментируется самими учащимися. Мини-проекты или краткосрочные проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный, если найдутся ученики, особенно заинтересовавшиеся данной темой и продолжат изучать роль личности Ивана Грозного в истории государства и отображение его личности и эпохи в литературе.

О других интересных технологиях, которые можно применять на уроках вы можете узнать из статьи «Тексты новой природы: что это такое и как использовать на уроках«.

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика