Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка
Тип урока: объяснение нового материала.
https://cloud.mail.ru/public/U8MT/wzCwKfGVt
https://cloud.mail.ru/public/tU8f/33WWcJS3t
Целевой приоритет воспитания
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений
Планируемые результаты урока:
Предметные
Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Метапредметные
Регулятивные: планировать индивидуальную образовательную траекторию; осуществлять действия
по реализации плана
Познавательные: выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и
представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта
Коммуникативные: владеть устной и письменной
речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности
Личностные: осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя |
Оргмомент (0,5 мин.) Мотивация к учебной деятельности учеников | — Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу. — Я рада, что у нас отличное и доброе настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. — Сегодня я предлагаю вам на уроке быть не просто учениками, а стать настоящими исследователями. А что делают исследователи? Я уверена, что вы тоже умеете все это делать. Проверим? |
Актуализация знаний и умений обучающихся по ранее изученному материалу (9-10 мин) | Задание: найдите «лишнее слово», обоснуйте свой выбор, назвав общий признак остальных слов. Водить, проводник, подводник |
Объяснение нового материала (10 мин) Первичное закрепление знаний и умений и навыков по теме (8 мин) | -Из каких частей состоит слово подводник? Варианты ответов: -Из букв -из звуков -из приставки, корня, суффикса и окончания. -Вы все правы. -Как называется раздел о языке, в котором изучаются -буквы -звуки, слоги -приставка, корень, суффикс, окончание. -ИССЛЕДОВАТЕЛИ должны быть очень внимательными Итак, морфема это… Экспериментируем дальше…. Наибольшая или наименьшая часть слова? Учебник с.4 (теория) А теперь откроем учебник на стр.4. (изучение теории по учебнику самостоятельно) — Что вы можете сказать о морфемах? (каждая имеет свое значение) Итак, юные лингвисты, как называется раздел…. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО… Учитель предлагает сформулировать тему урока, цель, опираясь на ключевое слово. -Итак, одна из целей нашего урока- понять. почему морфему называют значимой частью слова. (запись в тетрадях) -Докажите , что морфема –наименьшая часть слова по словам шли, пошли( «ш» морфема, обозначает -движение пешком).Морфема «ш» сама по себе не имеет смысла, а вот слова с ней обретают смысл. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. Морфемы складываются в красивые и выразительные слова, и из всех этих слов складывается весь язык. Организует работу в группах. Раздает дидактический материал: Учитель осуществляет контроль и правильность выполнения заданий. |
Дальнейшая работа по закреплению знаний и умений учащихся. (Просвистеть) (Поездка) (Низко) (Солёный) (Снос) (Извозчик) (Завязка) (Прикупить) (Ласково) | Работа парами. Игра «Собери словечко». 1. Из слова проливной возьмите приставку 2. Корень возьмите у слова засвистели 3. Суффикс – у слова хотеть 4. Окончание – у слова стелить. 1. Приставка – постановка 2. Корень — объезд 3. Суффикс – заслонка 4. Окончание – грядка. 1. Приставка – ссора 2. Корень — понизить 3. Суффикс – подставка, проколоть 4. Окончание – высоко. —Какие затруднения вы испытывали выполняя это задание? ЦЕЛИ |
Работа парами. Списать, исправить ошибки, обозначить орфограммы. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяют орфограммы. В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило. Учитель: Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку. Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание? Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой: Учитель обобщает ответы учеников, предлагая сделать вывод. Контроль: Цель – проверить понимание учениками изученных терминов. | |
Подведение итогов | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Профессорско-преподавательский состав… |
Рефлексия | Организует рефлексию. |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. |