Тексты новой природы: что это такое и как использовать в работе
Тексты новой природы: что это такое и как использовать в работе?
Тексты новой природы — понятие, прочно вошедшее в нашу жизнь.
Меня зовут Инна Георгиевна, я преподаватель русского языка и литературы и, конечно, как и каждый из вас, задаюсь вопросом: как сделать урок интересным и познавательным? Мы понимаем, что русский язык, дети воспринимают, как набор скучных и длинных орфографических, пунктуационных, грамматических правил. А это все линейные тексты, которые наши дети воспринимают с трудом. Мы должны понять, что между нами и нашими детьми очень большая разница. Современные дети – аудиовизуалы. Они почти не расстаются с мобильными телефонами. И легче воспринимают информацию через видеоряд.
Каков итог подобного поведения?
- Мало общаются – даже находясь в одном здании школы, они готовы общаться с помощью смс или позвонить.
- С трудом читают линейные тексты – наши дети (в основном) не читают книг.
- Слабая усидчивость – они гиперактивны, долго сидеть на одном месте и усваивать большой объем информации им тяжело.
- Нацелены на быстрый результат – вы неоднократно слышали: а что мне за это будет? Они начинают готовиться к экзаменам, когда до экзамена остается мало времени, надеясь, что вся необходимая информация войдет в голову сразу.
- Быстро находят цифровую информацию – в цифровом пространстве им легче, чем нам.
- Советы из Интернета предпочитают живому общению.
- Мало авторитетов – мы, к сожалению, уже не являемся для них авторитетами.
Нужно ли с этим бороться?
Я думаю – нет. Надо найти мирный выход из этой проблемы. Нужно понять, что наши дети лучше воспринимают яркую, короткую информацию, оформленную необычным способом. И в этом помогут тексты новой природы.
Как сегодня в образовательном пространстве можно использовать тексты новой природы?
Что это такое? Я прочитала много информации об этом явлении, но не смогла увидеть, как их использование на уроках русского языка. И только столкнувшись с работами Дощинского Романа Анатольевича, кандидата педагогических наук, доцента Московского центра развития кадрового потенциала образования,я наконец смогла понять, что это такое.
Тексты новой природы – это тексты, активно использующие ресурсы ИКТ:
•визуальные (синтезируют слово и изображение);
•объемные (включают основные и доп. компоненты);
•фрагментарные (представляют информацию в сжатом виде);
•динамичные (предполагают диалог);
•незавершенные (обладают принципиальной открытостью)
«Тексты новой природы, новые тексты, мультитексты –<…> мысль, зафиксированная на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов, знаков вербальной и невербальной природы», – поясняет профессор, доктор педагогических наук Елена Казакова. Итак, тексты новой природы можно найти везде. Главное, нужно их увидеть. Оглянитесь, и вы увидите тексты вокруг себя! Что это может быть? И чем он интересен для современных детей?
Текст «новой природы» – визуальный – тревожит, вызывает интерес, сегодня оказывается более привлекательным для современных подростков, отвечает их клиповому сознанию.
Уже стало привычным для пользователей Интернета вербальное выражение эмоциональной реакции заменять «смайликом». А ведь «смайлики» – тексты «новой природы».
Чем же привлекательны эти тексты:
Разнообразием – текстов, заданий, среды. Где их найти? – любой несплошной текст.
Как можно применить на уроке? Визуальный диктант. Обучающиеся могут получить следующие задания:
1.Составьте портрет писателя, героя из произведения (на выбор), используя ассоциации, цитаты из произведения.
Задание 2: Расположите на карте мира фразеологизмы на основе их происхождения:
Зубы заговаривать – собственно русский фразеологизм
Finite la commedia (Италия)
Ищите женщину (Франция)
Остановимся на некоторых приемах работы с видами несплошных текстов.
При этом будем помнить, что и такой текст должен быть интерпретирован и переведен в той или иной мере в сплошной текст.
Например, прием «Географическая карта».
Задание 1: Найдите на карте несклоняемые имена существительные, составьте с ними словосочетания в косвенных падежах, сделайте вывод (я взяла карту Крыма, здесь еще и патриотический нюанс, но испольховать можно любую): посёлок Кацивели, посёлка Кацивели, в посёлке Кацивели;
Задание 2. Найдите имена прилагательные, составьте словосочетания.
Задание 3. Визуальный диктант может быть представлен в виде картинок. Сравнение картинок по разным признакам. Записать пары прилагательных.
Ещё один вид работы, направленный на пополнение словарного запаса ученика – облако слов. Создается в программе, которая так и называется. Давайте сейчас попробуем это сделать вместе.
Следующий вид работы – это восстановление текста.
Мы с вами не замечаем, что «узнаём» слова, в основном, по первой и последней букве. Данный вид работы можно использовать на любом этапе урока. Главное, что дети с удовольствием восстанавливают текст, а ещё и находят действительные ошибки. И так, видов работы с текстами новой природы очень много. Главное помнить, что у разных текстов, разные цели:
- Вскрытие подтекста.
- Работа с избыточной информацией.
- Навык целостного прочтения «смешанного» текста.
Давайте попробуем поработать с текстом новой природы. Перед вами билет. Ответьте на вопросы:
Пребывая в Москве, мы получили в подарок билет.
1. Куда можно пойти с этим билетом?
А. в ювелирный магазин «Алмазы России»
Б. в Комитет РФ по драгоценным металлам
В. в музей-выставку «Алмазный фонд»
И хотя мы знаем, что дареному коню в зубы не смотрят, цена нас заинтересовала.
2. Какова стоимость билета?
Немного побродив по городу, мы оказались в нужном месте центра Москвы.
3.Что это за место?
Мы вышли из метро и в растерянности остановились.
4.Через какие ворота Кремля можно попасть на выставку?
Прошли через ворота Кремля. Но вот опять незадача.
5.В каком помещении Кремля находится выставка?
Хорошо, что с нами не было маленьких детей.
6.Почему?
7. Найдите поговорку.
Интеллект-карты
Ещё один пример текстов новой природы – это интеллект карты. Детям нравится этот вид работы. Но, главное, что включаясь в самостоятельную деятельность, самостоятельное оформление материала в виде интеллект-карт, у учеников необходимая информация уже переходит в разряд навыка и усваивается на 90%. Психологи утверждают, что рисуя интеллект-карты на листах фломастерами, вы реально станете умнее и раскроете потенциал своего мозга.
Что, где и как рисовать?
Создавая интеллект-карту, мы выделяем самые важные точки для запоминания. Здесь важно помнить, что любой текст содержит два вида информации: главную и второстепенную. Как создать? Лучше всего можно попробовать объяснить на примере интеллект-карты для кота. Кот, это некая сущность, которая интересуется мышами, молоком, дает нам с вами любовь и валяется на кресле. Данная карта весьма проста для восприятия: главное, все становится понятно — есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие.
В центре – главная проблема, а от неё отходят ключевые пункты, каждый дробится на несколько пунктов поменьше. В итоге вся проблема чётко проработана.
Мы начинаем создавать интеллект-карты в шестом классе. Рисуют их дети на листах А-4. Постепенно накапливается материал, который содержит большую информацию, пригодную для использования в старших классах, и занимающую мало места. Но, есть дети, которым нравится создавать монументальные проекты. Примеры вы можете видеть на слайдах.
Однако, главным здесь является еще и навык работы с компьютером. Малыши с удовольствием рисуют, а вот старшие ученики активно используют компьютерные технологии. Одной из программ для создания интеллект-карт является «Попплет».
Программа удобна для работы на компьютере и на планшете. Интеллект-карты создаются в процессе игры. Создание и применение интеллект-карт возможно на любом уроке. Это интересно, поучительно и развивает художественный вкус.
Очень необычная и увлекательная статья!Спасибо за советы
Статья очень интересная!Для меня стало открытием, что фигурки-смайлики — это текст «новой природы»!
Да, я сама, работая над этой темой, узнала много нового!