Виды морфем

Цель урока: познакомить с новым названием частей слова; узнать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы; совершенствовать умение находить составные части слов.

  • Целевой приоритет воспитания

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений

  • Планируемые результаты урока:

Предметные

Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Метапредметные

Регулятивные: планировать индивидуальную образовательную траекторию; осуществлять действия

по реализации плана

Познавательные: выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и

представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта

Коммуникативные: владеть устной и письменной

речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности

Личностные: осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка

ХОД УРОКА

— Сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по морю знаний прямо к острову… Но сейчас я не скажу его название, ведь это пока тайна.

— Ребята, к сожалению, не все команды смогут сегодня побывать на острове, а только те, у кого есть багаж знаний. Его наличие легко установить с помощью вопросов. За правильный ответ вы получите билет на поездку.

ВОПРОСЫ:

  • Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
  • Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
  • Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)

Молодцы! Все приобрели билеты. А теперь необходимо

представить свои команды гостям и друг другу. (Представление команд).

Правила путешествия таковы: За правильный ответ вы получаете жетон. Команда получает жетон голубого цвета, а за индивидуальный ответ – жетон белого цвета. В конце путешествия подведём итог, у какой команды больше жетонов, та и выиграла. От команд требуется вежливое отношение друг к другу и соперникам, за нарушение правила – команда утратит один жетон. Думаю, что этого не произойдёт.

— Ну вот, кажется, всё. Осталось только сделать необходимые записи в судовые журналы (Записать в тетради число и т.д.)

Презентация.

СЛАЙД 1

— А теперь – в путь! (Звук моря)

СЛАЙД 2

— Смотрите, перед нами остров. Кажется, нас там с нетерпением ждут.

СЛАЙД 3

— Как называется этот остров? (Морфемика).

— Морфемика! Какое красивое название! Мы непременно должны узнать, что оно означает!

СЛАЙД 4

— Тесновато здесь, не правда ли? В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (Части слова).

На доске условные обозначения морфем.

СЛАЙД 5

— Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это МОРФЕМЫ.

Над условными обозначениями учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМЫ.

Учитель объявляет цель урока:

СЛАЙД 6

Друзья! Задача наша такова –

Откроем, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

(П.Чесноков.)

Задание.

СЛАЙД 7

— Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова. (Стихотворение А. Косоговского)

Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется,
Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Корень слова – главная значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

За корнем суффикс

Обогрел местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая

Превратится в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

(А.Косоговский.)

— Скажите, а как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика).

Учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМИКА.

Сформулируйте тему урока, запишите её в судовые журналы. (Морфема. Морфемика).

— А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание – имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.)

СЛАЙД 8

Вопросы по картинке:

— Что там, на дереве, вместо флага?

— Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?

— Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?

— Какие морфемы ссорятся? Почему?

— Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?

— Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?

— Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова).

СЛАЙД 9

Задание.

— У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов — предложение. Кто вперёд?

Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.

(Красота – удивительное явление нашей жизни.)

— Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова.)

Задание. Работа с учебником.

— В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 368)

Пока команды выполняют это упражнение, по одному ученику из каждой команды выполняют задание по карточкам.

Проверка.

— Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”

— Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок?А кабарга?

СЛАЙД 11 (ХКК ГОС)

Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.

— А кабаржонок? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс –онок. Как вы думаете, какое у него значение? Этот суффикс указывает на детёныша.

Задание.

Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.)

Проверка. Каждая команда называет по одному слову. Жетон получает та команда, которая назовёт последнее слово.

— Что же обозначает суффикс в этих словах?

  • ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 13

Задание. Упражнение 1 устно

Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.

Прочитайте слова. Объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.*

СЛАЙД 14

Прибежал, прицепил – это глаголы. В обоих словах приставка при-.

— Какое значение имеет морфема при-?

СЛАЙД 15

Рыбка, шубка – это имена существительные. У них одинаковый суффикс –к-.

Какое смысловое значение имеет суффикс –к-?

СЛАЙД 16

Колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс ок-. Он имеет уменьшительное значение.

— Кто расскажет о последней паре слов?

СЛАЙД 17

Огородник, колхозник. Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.

— Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем? (Каждая морфема имеет своё значение).

— Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль, но и может полностью изменить значение слова.

СЛАЙД 18

Например, с корнем —лес— с помощью других морфем образовываются слова лес-ник, лес-н-ой, лес-ист-ый и т. д.

Задание.

За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод — при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.

  • Итог урока.

— Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?

— Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.

СЛАЙД 19

Загадка.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)

— Запишите в тетрадь слова оценка, графически обозначьте морфемы. Поставьте сами себе оценку за этот урок в тетрадь. Ну а теперь подсчитайте групповые и индивидуальные жетоны. У кого сколько?

Выставление оценок. Запись домашнего задания.

СЛАЙД 20

https://cloud.mail.ru/public/DQAc/qj6LbG54z

https://cloud.mail.ru/public/s2bu/jU63cQEvR

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика