Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное
Цель урока: сформировать представление уч-ся о способах и стилях аудирования; развивать их коммуникативные навыки.
- Целевой приоритет воспитания
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений
- Планируемые результаты урока:
Предметные
Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Метапредметные
- Регулятивные: планировать индивидуальную образовательную траекторию; осуществлять действия
по реализации плана
- Познавательные: выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и
представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта
Коммуникативные: владеть устной и письменной
речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности
Личностные: осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка
Ход урока
- Оргмомент.
- Актуализация знаний учащихся
1. Беседа
— Какие четыре вида речевой деятельности мы различаем?
Два из них производят текст – это говорение и письмо, а другие два — слушание (аудирование) и чтение — осуществляют восприятие.
— Равномерно ли распределение видов речевой деятельности в потоке жизни?
Нет. Неравномерно: меньше всего мы пишем (если это не связано с профессиональной деятельностью), больше всего слушаем или говорим. Это. В первую очередь, может зависеть от личных свойств человека).
— Какие коммуникативные цели преследует говорящий?
(Согласиться или отказаться, посоветовать, предупредить, потребовать, попросить, разрешить, усомниться, поблагодарить и т.д.)
— В зависимости от этого возникают высказывания 3 типов. Назовите их.
- сообщения,
- побуждения,
- вопросы.
— В чём заключаются трудности говорения?
(Сознание говорящего сосредоточено на содержании, логико-композиционном структурировании текста, память выдает наиболее подходящие лексические варианты, интуиция (неоднократное повторение опыта в сходных условиях) помогает грамматически правильно построить предложение и озвучить его в соответствии с нормами произношения, языковое чутье позволяет определить стиль, психологическая ориентировка заставляет учитывать реакцию слушателей. Трудности говорения объясняются тем, что все вышеперечисленные операции требуется выполнять одновременно.)
— Какие проблемы возникают обычно при отсутствии языкового автоматизма?
При отсутствии языкового автоматизма наблюдается расчлененный механизм генерации высказывания. Речь звучит прерывисто: возникают непроизвольные, более длительные (сравнительно с остальными) остановки, повторяются отдельные слова, слоги, “растягивается” звук типа [э], произносятся выражения “Как бы это сказать?” , “Ну вот” и подобные. Эти проявления прерывистости речи раскрывают затруднения говорящего, характеризуются как внешние регулирующие действия. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций, а также обмолвки часто отражают состояние человека, его волнение, несобранность при усложнении речевой ситуации. В ходе публичного выступления, в беседах с руководством на службе мысленная регуляция скрывается, ее внешние проявления подавляются говорящим.
— Всегда ли прерывистость устной речи является негативным явлением?
Нет, прерывистость устной речи свойство неоднозначное. Если подобных случаев немного, то это не мешает воспринимать информацию, а порой даже активизирует внимание аудитории.
2. Техника невербального общения «Найди свою пару»
III. Изучение нового материала
1. Слово учителя. Беседа
Процесс слушания (аудирования) очень сложен, рассмотрим его подробнее. Аудирование представляет собой процесс понимания, осмысления речи. Это коммуникативное умение не менее важно, чем говорение; является условием эффективности делового общения.
Еще философ Зенон утверждал: “Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить” . А историк Плутарх советовал: “Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо” . Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. В умении слушать проявляется воспитанность, уважение к другому человеку, т.е. культура.
Результаты обследования множества людей указывают, что достаточными навыками аудирования обладают лишь 10% из них. Прослушав десятиминутное сообщение, “средний” слушатель понимает и запоминает только половину из сказанного.
Стиль слушания зависит от характера, интересов личности, пола, возраста, физиологического состояния, служебного положения. Подчиненные более внимательны и сосредоточенны в разговоре с “начальством”, не всегда решаются прервать оппонента. Мужчины, в отличие от женщин, склонны слушать самих себя, быстро давать готовые ответы, перебивать, сосредоточиваться на содержании беседы. Женщине больше интересен сам процесс общения, они прерывают партнера в 2 раза реже. На эффективность слуховой перцепции влияет усталость, ухудшающая концентрацию внимания.
Это нужно знать:
Полноценное аудирование может занимать 20 минут при контактной и 5 — 7 минут при дистантной коммуникации.
Исследователь М. Беркли — Ален выявила “роли” слушателей:
1) “симулянт” делающий вид, что слушает;
2) “зависимый слушатель” — легко попадающий под влияние мнений и желаний других;
3) “перебивала” — тот, кто неоправданно вмешивается в речь собеседника;
4) “погруженный в себя”;
5) “интеллектуал” — воспринимающий информацию больше разумом, пренебрегающей эмоциональным и невербальным аспектами поведения говорящего.
В зависимости от особенностей восприятия текста выделяют 3 вида аудирования:
1. Глобальное, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль.
2. Детальное предполагает осознание главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий.
3. Критическое требует критического осмысления воспринятого на слух.
Различают также 2 способа слушания:
1. Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.
2. Рефлексивное (активное) заключается в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей. Этот способ особенно уместен, если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, если необходимо глубоко и точно уяснить информацию.
Основными приемами рефлексивного слушания являются:
1) Выяснение, т.е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения. (Например, “Я Вас не понял. Не повторите ли еще раз?” , “Что Вы имеете в виду?” ) .
2) Перефразирование — “передача” чужого, только что произнесенного высказывания в другой форме (“Как я Вас понял…” , “По Вашему мнению…”, “Другими словами Вы считаете…” ) .
3) Резюмирование — подведение итогов услышанного (“Если обобщить сказанное Вами, то…” , “Вашими основными идеями, как я понял, являются…” .
4) Подтверждение контакта — приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа “Это интересно”, “Да”, “Понимаю Вас” , “Приятно это слышать” .
2. Практические задания
а) Работают 3 группы по 3 человека.
Правила эффективного слушания
1. Стремитесь понять, глубоко осознать позицию говорящего, сделать анализ, выводы. Научитесь находить самые ценные сведения в полученной информации.
2. Пытайтесь за фразами собеседника “уловить” его истинные мотивы, эмоциональное состояние, внутренний мир.
3. Поддерживайте устойчивое внимание к речи, не допускайте побочных мыслей. Последние возникают из — за того, что скорость мышления в 4 раза превышает скорость говорения, и у слушателя остается “свободное время”.
4. Отключайтесь от внешних “помех”, отвлекающих Вас, не пытайтесь слушать и одновременно делать еще 2 — 3 дела.
5. Не делайте вид, что поняли, если на самом деле это не так. Возможно, коммуникатор не оставлял необходимых пауз между фразами. Оптимальным для слушателей является темп их собственного говорения. Изменить сложную ситуацию помогут приемы рефлексивного аудирования.
6. Логически планируйте процесс слушания. “Мысленное опережение” речи собеседника или оратора является одним из средств настройки на одну волну с ним и хорошим методом запоминания речи.
7. Установите зрительный контакт с говорящим. Ваши жесты, мимика должны отражать состояние заинтересованного слушателя, который вникает в речь.
8. Старайтесь сопереживать говорящему, посмотрите на вещи его глазами, попытайтесь встать на его место.
9. Будьте терпеливы. Всегда выслушивайте собеседника до конца.
10. Не поддавайтесь чувству раздражения или гнева, если у Вас негативная установка по отношению к партнеру по общению или если Вы услышали “критические” для Вас слова, выводящие из состояния равновесия, к примеру, “рост цен” , “увольнение” , “ограничение заработной платы” .
11. Не отвлекайтесь на специфические особенности говорящего (акцент и другое) .
12. Обязательно повторяйте про себя распоряжения и указания.
13. Делайте при слушании соответствующие пометки на бумаге.
14. Не делайте самой распространенной ошибки начинающих менеджеров, коммерсантов: не стремитесь слишком много говорить самим, а слушайте других.
в) Игра “Снежный ком”. Участвуют все оставшиеся уч-ся.
Участников должно быть не более десяти. Первый игрок начинает что — то рассказывать (историю, рассказ, сказку), например, “иду я вчера”. Второй должен повторить то, что сказал первый, и продолжить сообщение: “иду я вчера домой”. Третий участник восстанавливает то, что сказали первый и второй рассказчик, вставляет новое слово. Тот, кто пропустил свою очередь, неточно воспроизвел услышанное, выходит из игры. Побеждает оставшийся последним.
Ответьте на вопросы: “Отвлекались ли вы? Почему? В каких случаях? Перебивали ли вы собеседника?”
- Закрепление знаний
Что в имени тебе моем…
Откуда есть пошли русские фамилии? Понятно, что многие фамилии происходят от имен: Иванов, Петров, Сидоров и другие. Понятны и фамилии, связанные с названиями профессий: Гончаров, Кузнецов, Бондарев. Услышал такую фамилию, знай, что кто-то из предков этого человека месил глину, ковал сталь или бочки делал.
Сложнее обстоят дела с фамилиями Перваков или Первушин, Третьяков или что-нибудь подобное. А на самом деле все просто: родился в семье первым или третьим — получай фамилию в соответствии с очередностью.
Самыми древними считаются фамилии, непосредственно связанные когда-то с особенностями человеческой внешности: Рыжов, Белов, Краснов, Чернов. Подходит фамилия к внешности, значит, предки передали тебе из глубины веков ну, например, рыжие волосы.
Интересна судьба дворянских фамилий. Своим незаконнорожденным детям, не имевшим дворянских прав, родовитые отцы давали усеченные фамилии, можно было по ним и опознать «бастарда». Так, например, усеклась известная дворянская фамилия Трубецкой, незаконный сын князя получил фамилию Бецкой.
Удивительна судьба фамилий, связанных с названиями животных. Откуда появились у нас Волковы, Барановы, Зайцевы и Медведевы? Нет сомнений, что имена Волк, Баран, Заяц, Медведь были когда-то старинными человеческими именами. Так, например, имя Волк давали младшему сыну в семье, где дети умирали от болезней еще в младенческом возрасте. Тем самым родители хотели, чтобы ребенок приобрел силу волка, его выносливость и избежал печальной участи своих братьев. В языке сохранилось имя Вольф (Волк) и его производные: Рудольф (Красный волк), Адольф (благородный волк).
Задумайся о происхождении своей фамилии, посмотри в словаре — и найдешь много интересного о себе и своих предках.
1.Задания после первого прослушивания текста
1)Определите тему текста (происхождение русских фамилий)
2)Озаглавьте текст (история русских фамилий)
3)Определите тип текст (повествование)
4)Выясните значение непонятного слова (бастард – незаконнорожденный сын)
2.Задания после второго прослушивания текста
1.Запишите в таблицу ответы на вопросы (у каждого ученика распечатанная таблица с вопросами)
Вопросы | Ответы |
1.Как образовались многие фамилии? | 1.От имен |
2.Чем занимались предки людей, носящих фамилии Гончаров и Бондарев? | 2.Месили глину, делали бочки |
3.Какую фамилию мог получить третий ребенок в семье? | 3.Третьяков |
4.Какие фамилии считаются самыми древними? | 4.Связанные с особенностями внешности (Рыжов, Белов и др.) |
5.Какие качества животного приобретал ребенок, названный Волком? | 5.Сила, выносливость |
6.Что означают имена Рудольф и Рудольф? | 6. Красный волк, благородный волк |
7. К чему призывает читателя автор текса? | 7.Задуматься о происхождении своей фамилии, заглянуть в словарь |
8.Каким предложением по цели высказывания начинается текст? Каким предложением по цели высказывания заканчивается текст? | 8.Вопросительным Побудительным |
- Домашнее задание:
https://cloud.mail.ru/public/aRRf/JeNyL8Duw
https://cloud.mail.ru/public/NxUh/vF2ezwfiH
Здесь можно скачать презентацию и конспект урока.