Повторение темы «Текст»

Конспект урока и презентацию можно скачать внизу страницы.

Русский язык

6 класс

Тема. Повторение изученного по теме «Текст»

Цели:

— изучить языковые особенности повествования, описания и рассуждения как типов речи;

-сформировать способность к дифференциации типов речи (повествование, описание, рассуждение)

Планируемые результаты:

Личностные:

— создать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности;

— создать условия для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

— воспитывать ответственность, уважение, умение работать в группе, умение оценивать ответы своих одноклассников, прививать учащимся интерес к урокам русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные:

— формировать умение формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

— контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

— развивать умение работать с текстом на уроке, связано излагать свои мысли.

— сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, анализировать.

— формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

— уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

— извлекать нужную информацию о типах речи;

— формировать умение определять тему, основную мысль и тип речи текста;

— выявлять элементы структуры повествования, описания, рассуждения;

— последовательно излагать и составлять текст по опорным элементам.

Предметные:

Знать и уметь:

— различать особенности типов речи: описание, повествование, рассуждение;

— отличительные признаки повествования;

-употребить в устной и письменной речи элементы повествования, описания, рассуждения.

Тезаурус

Функционально-смысловые типы речи – это разновидности речи, различающиеся функциями, особенностями структуры.

Описание – функционально-смысловой тип речи, задача которого показать особенности предметов, явлений, их признаки, свойства, качества. Текст отвечает на вопрос «каков предмет?».

Повествование – функционально-смысловой тип речи, который рассказывает о событии, о последовательных действиях. Текст отвечает на вопрос «что произошло?».

Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, который показывает мир в причинно-следственных связях. Текст отвечает на вопрос «почему?».

Тезис – это утверждение, которое необходимо доказать.

Аргумент – это доказательство, довод в пользу тезиса.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Игра «Кто быстрее»:

  1. Дайте определение понятия «Текст».
  2. Какие признаки текста вы знаете? Что они означают?
  3. Что такое тема и главная мысль текста?
  4. Для чего в тексте выделяют ключевые слова?
  5. Для чего составляют планы? Какие виды планов вы знаете?
  6. Объясните, почему составление планов называют информационной переработкой текстов?
  7. Какие функционально-смысловые типы речи вы знаете?

Молодцы. К функционально-смысловым типам речи относятся описание, повествование, рассуждение. Функциональными эти типы называются потому, что различаются функциями. У описания функция – рассказать о том, каким является предмет речи, охарактеризовать его. У повествования функция – рассказать о событии, обстоятельствах, при котором оно произошло. Функция рассуждения – объяснить.

Вспомним стихотворение Афанасия Фета о зиме:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

— К какому функционально-смысловому типу речи относится этот текст? Докажите.

— Правильно, перед нами текст-описание, задача которого – описать зимнюю природу и передать свои чувства читателям. 

— А теперь давайте прочитаем текст 2.

Отрывок из произведения Виталия Бианки:

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите – кастрюля, на столе – большое белое блюдо. В корзине были чёрные раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.

Вошла хозяйка и начала:

раз – опустила руку в корзину и схватила чёрного рака поперёк спины;

два – кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и –

три – переложила красного рака ложкой из кастрюли на блюдо.

И пошло, и пошло.

— К какому функционально-смысловому типу речи относится этот отрывок?

— Правильно. Это рассказ, тип речи – повествование, в нём важна последовательность событий.

А теперь давайте прочитаем текст с сайта «Элементы.ру», где даются научные ответы на детские вопросы: «Солнце, звёзды, Земля, Луна, – все планеты и их большие спутники «круглые» (шарообразные), потому что они обладают очень большой массой. Их собственная сила тяготения (гравитация) стремится придать им форму шара.

Если некая сила придаст Земле форму чемодана, то по окончании её действия сила тяготения снова начнёт собирать её в шар, «втягивая» выступающие части, пока вся её поверхность не установится (т. е. не стабилизируется) на равном расстоянии от центра».

— К какому функционально-смысловому типу речи относится этот текст? Свой ответ обоснуйте.

— Правильно. Это текст-рассуждение, его задача – дать научное объяснение факту. 

Рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, который показывает мир в причинно-следственных связях. Как правило, такой текст отвечает на вопрос почему? Почему Земля круглая? Почему идёт снег? Почему хлеб – всему голова?

В рассуждении, как в любом тексте, есть вступление, основная часть и заключение. Рассуждение – это обоснование тезиса путём доказательств, аргументов. Структура рассуждения: тезис – доказательство – вывод.

Давайте попробуем определить, где в тексте тезис, доказательство и вывод.

(Тезис: Земля круглая. Почему? Потому что обладает большой массой и благодаря силе тяготения. Это обоснование тезиса. Что из этого  следует? Если какая-то сила придаст Земле форму чемодана, Земля всё равно станет круглой. Это вывод). 

— Но можно построить рассуждение иначе: сначала привести доказательства, аргументы, примеры, а только потом сформулировать тезис. Например. Наступил ноябрь. Несколько дней температура воздуха ниже нуля. Синоптики не прогнозируют потепления. Следовательно, пора заливать каток.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задание 1.

Восстановите последовательность предложений, чтобы получился текст-рассуждение. Запишите его.

Сначала считали, что это панда или медведь, потом решили, что его родственник – вомбат, кенгуру или опоссум (все они являются травоядными сумчатыми животными).

Учёные до сих пор толком не смогли определить, к какому виду животных относится зверёк коала, обитающий в Австралии.

Поэтому решили считать современную коалу единственным представителем семейства коаловых.

Но если родство всё же существует, то отследить его исследователи не смогли.

Для выполнения задания нужно найти предложение, в котором содержится тезис, требующий доказательств.

Как работать с заданием: во втором предложении находим ключевые слова (не смогли определить), ищем смысловую связь с другими предложениями, находим её в 1-м предложении: сначала считали, потом решили. Предложения 1 и 4 имеют однокоренные слова: родственник, родство. Следовательно, эти предложения должны стоять рядом. Предложение 3 является заключительным, выводом.

Правильный ответ

2. Учёные до сих пор толком не смогли определить, к какому виду животных относится зверёк коала, обитающий в Австралии.

1. Сначала считали, что это панда или медведь, потом решили, что его родственник – вомбат, кенгуру или опоссум (все они являются травоядными сумчатыми животными).

4. Но если родство всё же существует, то отследить его исследователи не смогли.

3. Поэтому решили считать современную коалу единственным представителем семейства коаловых.

Задание 2.

Работа с учебником. Упражнение 167. Прочитайте сочинение девочки из книги В. Сухомлинского «Книга о совести». Озаглавьте его. Докажите, что этот текст обладает признаками цельности и завершённости.

  • Обобщение и систематизация знаний.

Выполнение тестового задания.

  1. Текст – это:

А) предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически;

Б) набор словосочетаний, не связанных по смыслу;

В) предложения, не связанные по смыслу между собой.

2.  Какая из перечисленных тем является широкой?

А) О спорте; Б) футбол; В) мяч.

3. Основная мысль текста — это:

А) то, что смог пересказать ученик;

Б) то, что хотел сказать автор;

В) то, что говорит главный герой в тексте.

4. Какие из данных предложений составляют текст?

А) Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они украшали лес.

Б) В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.

В) В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

5.  К тексту-описанию можно подобрать вопрос:

А) Какой? Б) почему? В) что делает?

6. Выберите заголовок к данному тексту

На лугах завяли травы. С деревьев опадают листья и мягким ковром ложатся у корней деревьев. Дует лёгкий ветерок. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту. Холодно.

А) Пришла осень. Б) Осенний  день. В) Золотая осень.

  • Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов занятия).

Текст 1

Стихотворение Афанасия Фета о зиме:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Текст 2

Отрывок из произведения Виталия Бианки:

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите – кастрюля, на столе – большое белое блюдо. В корзине были чёрные раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.

Вошла хозяйка и начала:

раз – опустила руку в корзину и схватила чёрного рака поперёк спины;

два – кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и –

три – переложила красного рака ложкой из кастрюли на блюдо.

И пошло, и пошло.

Текст 3.

Текст с сайта «Элементы.ру», где даются научные ответы на детские вопросы: «Солнце, звёзды, Земля, Луна, – все планеты и их большие спутники «круглые» (шарообразные), потому что они обладают очень большой массой. Их собственная сила тяготения (гравитация) стремится придать им форму шара.

Если некая сила придаст Земле форму чемодана, то по окончании её действия сила тяготения снова начнёт собирать её в шар, «втягивая» выступающие части, пока вся её поверхность не установится (т. е. не стабилизируется) на равном расстоянии от центра».

Тренировочное задание

Задание 1.

Восстановите последовательность предложений, чтобы получился текст-рассуждение. Запишите его.

Сначала считали, что это панда или медведь, потом решили, что его родственник – вомбат, кенгуру или опоссум (все они являются травоядными сумчатыми животными).

Учёные до сих пор толком не смогли определить, к какому виду животных относится зверёк коала, обитающий в Австралии.

Поэтому решили считать современную коалу единственным представителем семейства коаловых.

Но если родство всё же существует, то отследить его исследователи не смогли.

Для выполнения задания нужно найти предложение, в котором содержится тезис, требующий доказательств.

Тест

  1. Текст – это:

А) предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически;

Б) набор словосочетаний, не связанных по смыслу;

В) предложения, не связанные по смыслу между собой.

2.  Какая из перечисленных тем является широкой?

А) О спорте; Б) футбол; В) мяч.

3. Основная мысль текста — это:

А) то, что смог пересказать ученик;

Б) то, что хотел сказать автор;

В) то, что говорит главный герой в тексте.

4. Какие из данных предложений составляют текст?

А) Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они украшали лес.

Б) В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.

В) В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

5.  К тексту-описанию можно подобрать вопрос:

А) Какой? Б) почему? В) что делает?

6. Выберите заголовок к данному тексту

На лугах завяли травы. С деревьев опадают листья и мягким ковром ложатся у корней деревьев. Дует лёгкий ветерок. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту. Холодно.

А) Пришла осень. Б) Осенний  день. В) Золотая осень.

Тест

  1. Текст – это:

А) предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически;

Б) набор словосочетаний, не связанных по смыслу;

В) предложения, не связанные по смыслу между собой.

2.  Какая из перечисленных тем является широкой?

А) О спорте; Б) футбол; В) мяч.

3. Основная мысль текста — это:

А) то, что смог пересказать ученик;

Б) то, что хотел сказать автор;

В) то, что говорит главный герой в тексте.

4. Какие из данных предложений составляют текст?

А) Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они украшали лес.

Б) В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.

В) В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

5.  К тексту-описанию можно подобрать вопрос:

А) Какой? Б) почему? В) что делает?

6. Выберите заголовок к данному тексту

На лугах завяли травы. С деревьев опадают листья и мягким ковром ложатся у корней деревьев. Дует лёгкий ветерок. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту. Холодно.

А) Пришла осень. Б) Осенний  день. В) Золотая осень.

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика