Научный стиль и его жанры. Особенности научного стиля

Цель урока: познакомить учащихся с таким понятием как научный стиль речи.

Задачи: предметные: научиться дифференцировать лексический материал, определять стилистическую окраску слова, подбирать стилистические синонимы;

метапредметные: оценивать чужую речь, ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и нового;

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, умение чувствовать выразительность речи, осознание ответственности за написанное и произнесённое; необходимости тщательного отбора лексического материала в процессе общения.

Планируемые результаты, УУД

Познавательные УУД:

  • отбирать необходимую информацию в результате совместной работы в группе сменного состава;
  • самостоятельно перерабатывать информацию, представлять ее в виде схемы;
  • строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать цель;
  • учиться планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные УУД:

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Тезаурус

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Стили речи – система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста: текст состоит из предложений, к тексту можно придумать заглавие, все предложения в тексте имеют границы, предложения в тексте идут в определённой последовательности, в тексте всегда о ком-то или о чём-то говорится, текст можно разделить на части, каждая часть текста записывается с красной строки.

Разговорный стиль служит для неформального общения. Применяется больше в устной речи для общения между двумя и более людьми. Применяются вопросительные и восклицательные предложения, неполные предложения, паузы в речи, вводные слова и словосочетания, не имеющие смысла, повторение одних и тех же слов и букв.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ и используется в статье, очерке, репортаже и пр. Используется малое количество слов негативного характера, общественно-политическая терминология и лексика, речевые штампы, мотивирующие слова и фразы.

Официальноделовой стиль – средство письменного общения в сфере деловых отношений. Используются речевые штампы, устаревшие слова, профессиональная терминология.

Научный стиль используется в сфере науки и производства. Он применяется для написания статей, учебников, рефератов и других исследовательских или повествовательных работ, все высказывания ведутся от одного лица, имеется небольшой набор языковых средств для использования: определённая терминология.

Художественный стиль применяется в художественной литературе. Используются множества образных стилистических фигур и всевозможных синтаксических средств выразительности.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – С.46-48.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Выполнение задания (слайд 1)

Повторение изученного материала о стилях речи.

Для разных жизненных ситуаций нужно использовать определённый стиль речи, тип текста.

Научный стиль – доклады, ответы на уроках, статьи в учебнике (чаще описание или рассуждение).

Разговорный – повседневное общение (любой тип текста).

Художественный – язык художественных произведений (любой тип текста).

Официально-деловой – в сфере делового общения (любой тип текста).

Публицистический – текст публикаций (любой тип текста).

  • Изучение нового материала.

(слайды 4-5).

Прочитаем два текста.

Текст № 1

Лошадь – млекопитающее отряда непарнокопытных, её облик говорит о приспособленности к быстрому бегу. Из всех существующих млекопитающих у лошади сохранились лишь 4 пальца, по одному на каждой ноге.

Текст № 2

Вороной конь с блестящими зелёными глазами и чёрной гривой казался образцом лошадиной красоты, одним из самых благородных коней… Местные пастухи говорили о том, что вороная лошадь упряма, как осёл, и зла, как бес. (Эрнест Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»).

В чём сходство и отличия текстов? Мы читаем о лошадях. Но в первом случае – научный стиль, с точным описанием без художественно-выразительных средств. Во втором – художественный с эпитетами, сравнениями, рассуждением о характере и поведении лошади.

Прочитаем разговор мамы с дочерью и сыном.

Мама: «Почему ты такой грустный, Ваня?».

Маша: «Ваня делал доклад на районном конкурсе “Моё изобретение” и не завоевал никакого места. Хотя его изобретение, на мой взгляд, хорошее.

Ваня: «Мне сказали, что мой доклад нужно было сделать более серьёзным, в научном стиле».

Можно сделать вывод, что Ваня сделал неправильный доклад, не в научном стиле.

Доклад Вани:

«Я изобрёл зеркало заднего вида для самоката. Как-то я ехал по дороге, и вдруг, откуда ни возьмись, грузовик! Ужас! И свернуть было некуда! Еле увернулся, упал в канаву. Пришёл домой, а тут мама увидела, что я грязный, и давай ругать. И тут я подумал: «Вот бы мне зеркало заднего вида, тогда я бы вовремя увидел грузовик!».

Ваня сделал доклад в разговорном стиле, а надо в научном стиле.

Отредактируем доклад Вани:

– уберём эмоциональные высказывания и просторечные слова («Ужас!», «давай ругать», «еле»);

– включим в текст термины.

– составим текст-рассуждение, объясняющий суть изобретения.

У нас получилось.

Ваня изобрёл зеркало заднего вида, чтобы можно было видеть то, что находится за спиной. Это изобретение необходимо, потому что оно помогает избежать несчастных случаев и позволяет катающемуся на самокате быть уверенным в дорожной ситуации.

Текст принадлежит к научному стилю, так как используется терминология.

  • Закрепление изученного материала.

Используя предложенный набор слов и словосочетаний, составим тексты в разных стилях.

Слова для использования: двухколёсная машина развивает скорость, невнимательный прохожий, тяжёлый рюкзак, педали с двух сторон, приводимое в движение, проволочная корзина, отличное настроение, фонари-отражатели, горный велосипед, железный конь, трёхколёсный, гоночный, насос, детский, тормозные колодки, бутылка для воды, визг тормозов, блестящая поверхность, много впечатлений, необыкновенный подарок, переключение скоростей, длительные путешествия, красивые виды.

Первый текст представлен в научном стиле, тип текста – описание, для словарной статьи.

Велосипед – двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение педалями с двух сторон, вращающими колеса. Велосипеды делятся по назначению на спортивные, гоночные, детские. Велосипед комплектуется насосом, светоотражающими фонарями и бутылкой для воды, у некоторых имеются багажник и проволочная корзина.

Второй текст написан в художественном стиле, тип текста – описание, используется в художественном произведении.

Моему брату купили новый гоночный велосипед. Все детали блестели на солнце. Велосипед был настоящим «железным конем», способным уносить на много километров вперёд за несколько минут. Колёса тонкие и большие, а на руле – переключатель скоростей. Как я завидовал своему брату!

Третий текст написан в разговорном стиле, тип-повествование, используется в разговоре друзей.

Мы с друзьями собрались в поход, но велосипеда у меня не было, и я попросил его у соседа. Мы взяли воду, рюкзаки, надели кроссовки и поехали на станцию, весело болтали по дороге. Вдруг из-за кустов выскочил пёс и начал лаять. Мы помчались, но пёс не отставал, мы поехали ещё быстрее и не заметили, что тротуар закончился… Яму я заметил поздно: «Бах!» – и я оказался в грязной луже со свёрнутым рулём – поход закончился!

  • Подведение итогов.

Разговорный стиль подразумевает неформальное общение.

Научный стиль отличается обилием специальных терминов.

В официально-деловом стиле мы встречаем стандартную форму, особые обороты.

В публицистическом стиле помимо нейтральной, используется высокая, торжественная лексика и эмоционально окрашенные слова.

Художественный стиль применяет выразительные средства, образность.

  • Выставление оценок.
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание.

https://cloud.mail.ru/public/cfBb/qtTveEDeq

https://cloud.mail.ru/public/c2QB/nhChsG3kE

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика