Научный стиль и его жанры. Особенности научного стиля
Цель урока: познакомить учащихся с таким понятием как научный стиль речи.
Задачи: предметные: научиться дифференцировать лексический материал, определять стилистическую окраску слова, подбирать стилистические синонимы;
метапредметные: оценивать чужую речь, ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и нового;
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, умение чувствовать выразительность речи, осознание ответственности за написанное и произнесённое; необходимости тщательного отбора лексического материала в процессе общения.
Планируемые результаты, УУД
Познавательные УУД:
- отбирать необходимую информацию в результате совместной работы в группе сменного состава;
- самостоятельно перерабатывать информацию, представлять ее в виде схемы;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать цель;
- учиться планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
- сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные УУД:
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Тезаурус
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Стили речи – система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста: текст состоит из предложений, к тексту можно придумать заглавие, все предложения в тексте имеют границы, предложения в тексте идут в определённой последовательности, в тексте всегда о ком-то или о чём-то говорится, текст можно разделить на части, каждая часть текста записывается с красной строки.
Разговорный стиль служит для неформального общения. Применяется больше в устной речи для общения между двумя и более людьми. Применяются вопросительные и восклицательные предложения, неполные предложения, паузы в речи, вводные слова и словосочетания, не имеющие смысла, повторение одних и тех же слов и букв.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ и используется в статье, очерке, репортаже и пр. Используется малое количество слов негативного характера, общественно-политическая терминология и лексика, речевые штампы, мотивирующие слова и фразы.
Официально—деловой стиль – средство письменного общения в сфере деловых отношений. Используются речевые штампы, устаревшие слова, профессиональная терминология.
Научный стиль используется в сфере науки и производства. Он применяется для написания статей, учебников, рефератов и других исследовательских или повествовательных работ, все высказывания ведутся от одного лица, имеется небольшой набор языковых средств для использования: определённая терминология.
Художественный стиль применяется в художественной литературе. Используются множества образных стилистических фигур и всевозможных синтаксических средств выразительности.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – С.46-48.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Выполнение задания (слайд 1)
Повторение изученного материала о стилях речи.
Для разных жизненных ситуаций нужно использовать определённый стиль речи, тип текста.
Научный стиль – доклады, ответы на уроках, статьи в учебнике (чаще описание или рассуждение).
Разговорный – повседневное общение (любой тип текста).
Художественный – язык художественных произведений (любой тип текста).
Официально-деловой – в сфере делового общения (любой тип текста).
Публицистический – текст публикаций (любой тип текста).
- Изучение нового материала.
(слайды 4-5).
Прочитаем два текста.
Текст № 1
Лошадь – млекопитающее отряда непарнокопытных, её облик говорит о приспособленности к быстрому бегу. Из всех существующих млекопитающих у лошади сохранились лишь 4 пальца, по одному на каждой ноге.
Текст № 2
Вороной конь с блестящими зелёными глазами и чёрной гривой казался образцом лошадиной красоты, одним из самых благородных коней… Местные пастухи говорили о том, что вороная лошадь упряма, как осёл, и зла, как бес. (Эрнест Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»).
В чём сходство и отличия текстов? Мы читаем о лошадях. Но в первом случае – научный стиль, с точным описанием без художественно-выразительных средств. Во втором – художественный с эпитетами, сравнениями, рассуждением о характере и поведении лошади.
Прочитаем разговор мамы с дочерью и сыном.
Мама: «Почему ты такой грустный, Ваня?».
Маша: «Ваня делал доклад на районном конкурсе “Моё изобретение” и не завоевал никакого места. Хотя его изобретение, на мой взгляд, хорошее.
Ваня: «Мне сказали, что мой доклад нужно было сделать более серьёзным, в научном стиле».
Можно сделать вывод, что Ваня сделал неправильный доклад, не в научном стиле.
Доклад Вани:
«Я изобрёл зеркало заднего вида для самоката. Как-то я ехал по дороге, и вдруг, откуда ни возьмись, грузовик! Ужас! И свернуть было некуда! Еле увернулся, упал в канаву. Пришёл домой, а тут мама увидела, что я грязный, и давай ругать. И тут я подумал: «Вот бы мне зеркало заднего вида, тогда я бы вовремя увидел грузовик!».
Ваня сделал доклад в разговорном стиле, а надо в научном стиле.
Отредактируем доклад Вани:
– уберём эмоциональные высказывания и просторечные слова («Ужас!», «давай ругать», «еле»);
– включим в текст термины.
– составим текст-рассуждение, объясняющий суть изобретения.
У нас получилось.
Ваня изобрёл зеркало заднего вида, чтобы можно было видеть то, что находится за спиной. Это изобретение необходимо, потому что оно помогает избежать несчастных случаев и позволяет катающемуся на самокате быть уверенным в дорожной ситуации.
Текст принадлежит к научному стилю, так как используется терминология.
- Закрепление изученного материала.
Используя предложенный набор слов и словосочетаний, составим тексты в разных стилях.
Слова для использования: двухколёсная машина развивает скорость, невнимательный прохожий, тяжёлый рюкзак, педали с двух сторон, приводимое в движение, проволочная корзина, отличное настроение, фонари-отражатели, горный велосипед, железный конь, трёхколёсный, гоночный, насос, детский, тормозные колодки, бутылка для воды, визг тормозов, блестящая поверхность, много впечатлений, необыкновенный подарок, переключение скоростей, длительные путешествия, красивые виды.
Первый текст представлен в научном стиле, тип текста – описание, для словарной статьи.
Велосипед – двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение педалями с двух сторон, вращающими колеса. Велосипеды делятся по назначению на спортивные, гоночные, детские. Велосипед комплектуется насосом, светоотражающими фонарями и бутылкой для воды, у некоторых имеются багажник и проволочная корзина.
Второй текст написан в художественном стиле, тип текста – описание, используется в художественном произведении.
Моему брату купили новый гоночный велосипед. Все детали блестели на солнце. Велосипед был настоящим «железным конем», способным уносить на много километров вперёд за несколько минут. Колёса тонкие и большие, а на руле – переключатель скоростей. Как я завидовал своему брату!
Третий текст написан в разговорном стиле, тип-повествование, используется в разговоре друзей.
Мы с друзьями собрались в поход, но велосипеда у меня не было, и я попросил его у соседа. Мы взяли воду, рюкзаки, надели кроссовки и поехали на станцию, весело болтали по дороге. Вдруг из-за кустов выскочил пёс и начал лаять. Мы помчались, но пёс не отставал, мы поехали ещё быстрее и не заметили, что тротуар закончился… Яму я заметил поздно: «Бах!» – и я оказался в грязной луже со свёрнутым рулём – поход закончился!
- Подведение итогов.
Разговорный стиль подразумевает неформальное общение.
Научный стиль отличается обилием специальных терминов.
В официально-деловом стиле мы встречаем стандартную форму, особые обороты.
В публицистическом стиле помимо нейтральной, используется высокая, торжественная лексика и эмоционально окрашенные слова.
Художественный стиль применяет выразительные средства, образность.
- Выставление оценок.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.