Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний

Цель: ввести понятие словосочетание, развивать умение выделять словосочетания из предложения, указывать главное и зависимое слово, определять модель словосочетания.

Предметные результаты:

Умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих

мыслей;

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные:умение ориентироваться в системе моральных норм и

ценностей.

УУД регулятивные: умение анализировать словосочетания с точки зрения структурной организации,планированиеи регуляция своей деятельности, умение принимать решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Словосочетание как единица синтаксиса.
  2. Средства связи слов в словосочетании.
  3. Разбор словосочетания.

Тезаурус

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Для того, чтобы овладеть любым языком нужно уметь правильно произносить звуки, из которых строятся слова, уметь составлять словосочетания, предложения. Нужно научится уместно употреблять слова, расставлять в предложениях знаки препинания. Ведь, как вы знаете, от правильно расставленных знаков препинания зависит весь смысл предложения.

Свободный микрофон

  1. Наука о строении словосочетаний и предложений. (Синтаксис)
  2. Группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. (предложение)
  3. Главный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? и подчеркивается 1 чертой (Подлежащее)
  4. Главные члены предложения – это грамматическая ……………. предложения (Основа) 
  5. Главный член предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое) 9 букв
  6. Правила употребления знаков препинания изучает …….Пунктуация.10 букв
  7. Единица языка, которая называет понятия, предметы, лица, действия, состояния, признаки, оценки.
  • Изучение нового материала.

А.Пушкин сказал: «…язык неистощим в соединении слов». Таким образом поэт отметил богатые возможности сочетаемости слов в русском языке.

— Действительно ли сочетаемость слов настолько многообразна?

— Да. Даже одно и то же действие можно уточнить по-разному. (слайд)

Но действительно ли безграничны возможности сочетаемости слов?

Объединение слов подчиняется строгим законам – законам синтаксиса, а словосочетание одна из важнейших единиц синтаксиса, а словосочетание его важнейшая единица.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.

Наслаждаться (чем?) – тишиной.

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».

От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.

Работа с учебником: стр. 156, правило.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.

Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.

Восхищаться (чем?) картиной.

Сидеть (где?) на уроке.

Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.

Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянулне является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)

Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:

  1. выделить грамматическую основу;
  2. выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
  3. выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
  4. выделить словосочетания группы второстепенных членов.

Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.

Любимый урок – прил. + сущ.

Помощь брату – сущ. + сущ.

Поехать на автобусе – гл. + сущ.

Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

  1. определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
  2. объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
  3. обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».

Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.).Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи:согласование – управление, примыкание – управление.

По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.

Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо

  1. назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
  2. определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
  3. назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
  4. определить модель словосочетания;
  5. определить тип связи.
  • закрепление изученного материала.

Работа с учебником: стр. 161, упр.817.

Повторим:

Чем словосочетание отличается от слова?

Чем словосочетание отличается от слова?

Как устанавливается смысловая связь?

Назовите виды словосочетаний.

Как определяется вид словосочетания?

  • Подведение итогов урока.
  • Выставление оценок.
  • Рефлексия.

https://cloud.mail.ru/public/CrQT/441FJpR8M

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика