Распространённые и нераспространённые предложения
https://cloud.mail.ru/public/9FcT/fnfaDhAaV
Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению темы «Нераспространенные и распространенные предложения».
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение распространенных и нераспространенных предложений, общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия); уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложения второстепенными членами.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения.
Формирование УУД:
Познавательные: постановка и решение проблемы, подведение под понятие, анализ факта языка; обучение умению строить рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представление информации в наглядно-символической форме (в виде кластера).
Регулятивные: умение ставить цель, планировать свою работу, преодолевать трудности, проводить самопроверку, контроль, умение видеть связи, перспективы продвижения.
Коммуникативные: умение работать в паре и группе, сотрудничество с преподавателем, формулирование собственного мнения и позиции.
Личностные: воспитание ответственности, уважения к языку, умения работать индивидуально, в паре, в группе, оценивать своих одноклассников, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной деятельностью и речью.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Виды предложений по наличию второстепенных членов.
- Второстепенные члены предложения.
Тезаурус
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Распространённые предложения – это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.
Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Что такое предложение?
Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Может ли оно существовать без других слов? Что изменяется, если в предложении появляются другие слова?
- Изучение новой темы.
Сравним два текста.
Наступила весна. Цветут цветы. Вернулись птицы. Дни стали теплее.
Наступила долгожданная весна. Цветут ранние цветы. Перелётные птицы вернулись в родные края. Дни стали намного теплее и радостнее.
Оба текста объединены одной темой: весна. Но в первом тексте все предложения состоят только из подлежащего и сказуемого. А во втором тексте в предложениях кроме подлежащего и сказуемого есть ещё другие слова, второстепенные члены. Благодаря наличию второстепенных членов второй текст получился более красивым, более точным. Мы не только понимаем, о чём говорится, но и ясно видим краски весны.
- Запишем тему урока: Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения.
Таким образом, по наличию второстепенных членов предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Откроем учебники и прочитаем правило: стр. 178.
Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа.
Распространённые предложения – это предложения, в которых помимо грамматической основы есть второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Второстепенные члены предложения зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Вы помните, что подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя чертами.
Запомните, как подчёркиваются второстепенные члены предложения. Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – линией «точка-штрих-точка-штрих».
Как же определить, каким членом предложения является то или иное слово? Мы уже знаем, что подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа «кто?», «что?». Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков он?», «что он такое?». Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного). Определение отвечает на вопрос «какой предмет?». Обстоятельство отвечает на вопросы: «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».
На следующих уроках мы поговорим, какими частями речи могут быть выражены второстепенные члены.
- Закрепление изученного материала.
Чтобы определить второстепенные члены, надо сначала задать вопросы от подлежащего и сказуемого.
Рассмотрим это на примере.
Пятнистая шкура леопарда очень красива. В этом предложении подлежащее шкура выражено существительным. Сказуемое красива выражено кратким прилагательным. Задаём вопросы от подлежащего. Шкура (какая?) пятнистая. Это определение, выражено именем прилагательным. Шкура (кого?) леопарда. Это дополнение, выражено именем существительным в родительном падеже. Теперь задаём вопрос от сказуемого. Красива (насколько?) очень. Это обстоятельство, выражено наречием.
Но второстепенные члены могут зависеть не только от главных, но и от других второстепенных членов предложения. Рассмотрим пример.
Дикие утки сели на прозрачную гладь воды. В этом предложении грамматическая основа – утки сели. Подлежащее утки выражено существительным, сказуемое сели – глаголом. Утки (какие?) дикие. Это определение, выражено именем прилагательным. Сели (на что?) на гладь. Это дополнение, выражено именем существительным в винительном падеже. Больше вопросов от главных членов предложения мы задать не можем. Задаём вопрос от дополнения: гладь (какую?) прозрачную. Это определение, выражено именем прилагательным. Гладь (чего?) воды. Это дополнение, выражено именем существительным в родительном падеже.
Таким образом, чтобы разобрать предложение по членам, надо найти грамматическую основу, а затем задать вопросы сначала от главных членов предложения, потом от второстепенных.
- Подведение итогов урока.
- Выставление оценок.
- Рефлексия.
- Домашняя работа.