Нормы постановки ударения в глагольных формах
Цели: закрепить нормы словоупотребления глаголов; умения правильно ставить ударения и правильно произносить глаголы согласно орфоэпическим нормам.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы продолжаем работать с замечательной частью речи «Глагол». Давайте повторим основные сведения об этой части речи, которые мы знаем:
- Охарактеризуйте глагол как часть речи.
- Что такое инфинитив?
- Как определить, какая гласная пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –Л-?
- Как определить правильное написание суффиксов –ОВА-/-ЕВА; -ЫВА-/-ИВА-?
- Как образуются глаголы настоящего времени?
Письменное задание:
Записать предложение, сделать морфологический анализ глагола. «Скво..ь лё..кий пряный запах прошлогодн..й л..ствы св..жестью проб..вается дух б..рёзов сока.
Лингвистическая разминка.
Прочитайте глаголы, поставьте их во 2-лице единственного числа, выделите окончания. Образец : Клеить — клеишь, ….
Читать, лепить, танцевать. писать , вырезать .
- Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми особенностями ударения в глаголах прошедшего времени.
Основные правила произношения глаголов.
- В глаголах женского рода прошедшего времени ударение, как правило падает на последний слог:
При образовании форм глаголов прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание, а в остальных случаях — на основу.
Запишите глаголы, поставьте ударение, произнесите вслух и запомните произношение.
Начать — нАчал — нАчало — нАчали — началА.
Рвать — рвАл — рвАло — рвАли — рвалА.
Понять — пОнял — пОняло — пОняли — понялА.
У глаголов класть, красться, слать, послать, отослать ударение остаётся на основе:
клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы прошедшего женского рода с приставкой ВЫ:
вЫлила, вЫзвала.
- В глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончание –ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ.
включИть – включИшь, включИм, включИте, включАт;
вручИть – вручИшь, вручИть, вручИм, вручИте, вручАт.
Исключение: опОшлить (сделать пОшлым) – они опОшлят;
освЕдомиться – ты освЕдомишься.
- В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на –ИТЬ:
Быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть. Этой закономерности не подчиняется глагол озлОбть, образованный от прилагательного злой.
4. Закрепление изученного материала.
1. Запишите глаголы в прошедшем времени, поставьте ударение.
Понимал — понял — поняло — поняли -поняла.
Создавал — сОздал — создало — создали — создала.
Понимал — понял — поняло — поняли — поняла.
2. Самостоятельно :
Принимал — …….
Обнимал — ……..
Предпринимал — …..
- Выполнение самостоятельного задания.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.