Нормы постановки ударения в глагольных формах

Цели: закрепить нормы словоупотребления глаголов; умения правильно ставить ударения и правильно произносить глаголы согласно орфоэпическим нормам.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы продолжаем работать с замечательной частью речи «Глагол». Давайте повторим основные сведения об этой части речи, которые мы знаем:

  • Охарактеризуйте глагол как часть речи.
  • Что такое инфинитив?
  • Как определить, какая гласная пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –Л-?
  • Как определить правильное написание суффиксов –ОВА-/-ЕВА; -ЫВА-/-ИВА-?
  • Как образуются глаголы настоящего времени?

Письменное задание:

Записать предложение, сделать морфологический анализ глагола. «Скво..ь лё..кий пряный запах прошлогодн..й л..ствы св..жестью проб..вается дух б..рёзов сока.

Лингвистическая разминка.

    Прочитайте глаголы, поставьте их во 2-лице единственного числа, выделите окончания.   Образец : Клеить — клеишь,  ….

        Читать, лепить, танцевать. писать , вырезать .

  • Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми особенностями ударения в глаголах прошедшего времени.

Основные правила произношения глаголов.

  • В глаголах женского рода прошедшего времени ударение, как правило падает на последний слог:

При образовании форм глаголов прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание, а в остальных случаях  —  на основу.

 Запишите глаголы, поставьте ударение, произнесите вслух и запомните произношение.

      Начать — нАчал — нАчало — нАчали — началА.

       Рвать — рвАл — рвАло — рвАли — рвалА.

       Понять — пОнял — пОняло — пОняли — понялА.

У глаголов класть, красться, слать, послать, отослать ударение остаётся на основе:

клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.

Исключение составляют глаголы прошедшего женского рода с приставкой ВЫ:

вЫлила, вЫзвала.

  • В глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончание –ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ.

включИть – включИшь, включИм, включИте, включАт;

вручИть – вручИшь, вручИть, вручИм, вручИте, вручАт.

Исключение: опОшлить (сделать пОшлым) – они опОшлят;

освЕдомиться – ты освЕдомишься.

  • В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на –ИТЬ:

Быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть. Этой закономерности не подчиняется глагол озлОбть, образованный от прилагательного злой.

4. Закрепление изученного материала.

1. Запишите глаголы в прошедшем времени, поставьте ударение.

Понимал — понял — поняло — поняли -поняла.

Создавал — сОздал — создало — создали — создала.

Понимал — понял — поняло  — поняли — поняла.

2. Самостоятельно :

   Принимал — …….

    Обнимал — ……..

    Предпринимал — …..

  • Выполнение самостоятельного задания.
  • Подведение итогов урока.
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание.

https://cloud.mail.ru/public/zLUx/WQ57uM6bP

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика