Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака». Актуальность идеи сострадания

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Л.Н.Андреев. Рассказ "Кусака". Актуальность идеи сострадания

 Тема Л.Н.Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака». Актуальность идеи сострадания и ответственного отношения к окружающему миру» в наше время https://cloud.mail.ru/public/rwTa/hFxSdtQpM

Целевой приоритет воспитания

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений

Тип урока:урок обучения умениям и навыкам.

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный

Оборудование:  портрет Л.Андреева,  выставка  книг о животных, презентация «Л.Андреев»,  высказывание А.де Сент-Экзюпери «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили», компьютер, плазменная панель.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

2. Вступительное слово учителя

  • Обсуждение портрета писателя. (слайд 1).
  • Индивидуальное задание: рассказ о жизни особенностях творчества Л. Андреева с использованием презентации. (слайд 2).
  • Новое понятие «Психологизм». (слайд 3).
  • Жанр – рассказ. (слайд 4)
  • Доказать, что жанр произведения «рассказ». (слайд 5 – доказательства, что жанр «рассказ»)

– Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из вас не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И очень важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие-то сомнения,  вы обращались к книгам, к писателям.

3. Сообщение темы и задач урока.

— Мы познакомились с биографией Л.Андреева, обсудим его рассказ «Кусака», который заставляет задуматься нас над отношением к «братьям нашим меньшим».

-эпиграфом к уроку будут слова А.де Сент-Экзюпери «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили».

-Как вы их понимаете?

4.Работа с текстом:

  • Какие чувства вызвал у вас рассказ «Кусака»?
  • Выборочное чтение со слов «Она никому не принадлежала…»: как жила Кусака до встречи с «добрыми людьми»? (слайд 7) Сразу ли понятно, о ком идёт речь: о собаке или человеке?
  • Слайд 8 – Выборочное чтение: эпизод встречи Кусаки с пьяным мужиком.

Составление сравнительной таблицы

КусакаЖена мужика
Сначала поманил, задобрил, потом пнул сапогом.Сначала подарил платок, потом избил и изодрал подаренный платок.
Вывод: жизнь собаки и жены схожи. Обе страдают от человеческого отношения.
  • Слайд 9 – Выборочное чтение со слов «Страх её ещё не совсем выпарился огнём ласк…». Составление сравнительной таблицы «Чувства Кусаки»
Кусака до встречи с дачникамиКусака после встречи с дачниками
  
Вывод: собака научилась любить. Она ещё не умеет проявлять свои чувства, но уже поверила в доброту.

Слайд 10 – Заполнение таблицы. Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы?

1) долгая морозная зима.
2) черные окна пустой дачи.
3) желтыми огнями загорелась осень
4) заплакало небо
5) частые дожди, холод, слякоть
6) мрак осенней длинной ночи
7) неприветливое небо
1) наступила весна.
2) тихая дача огласилась громким говором
3)солнце, тепло
4) ясное небо
5) весенний воздух
6) цветущие яблони и вишни

Слайд 11: Выборочное чтение: со слов «Собака долго металась по следам уехавших людей…»

Андреев — хороший психолог. Он чувствует душу собаки. Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей?

Слайд 12: Леля. Какое слово произносит Леля, когда прощается с Кусакой?

5 . Размышление над текстом.

  • Почему Кусаку не взяли в город?
  • Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?
  • Понравилась ли вам Лёля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу?

Слайд  13 –какую проблему автор поднимает в своём рассказе?

Слайд 14 – слова автора о рассказе.

Слайд 15-16 – тест по рассказу.

6.Задание на дом

7.Обзор книжной выставки

  • Кто из писателей до Андреева создал в литературе прекрасные образы четвероногого друга?

(И.С.Тургенев «Муму»,  А.П.Чехов «Каштанка», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Бульба» А.И. Куприн «Белый пудель», Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо», В.П.Астафьев «Жизнь Трезора», Ю.Казаков «Арктур – гончий пёс»  и другие)

  • Все   произведения и  книги, подобранные на выставку,  посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой?

 (Человек – часть живого мира, человек и животные равны, беда животного исходит от человека. Нужно всегда помнить об огромной ответственности перед живым существом, которое решил обогреть, дарить счастье до конца.)

  • –  Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

8.Итог урока

Какие главные нравственные уроки рассказа  вы извлекли для себя? Как же надо относиться к животным?

  • Как соотносится эпиграф  с темой сегодняшнего урока?
  • Выставление и комментирование оценок

9.Рефлексия.

  • Я сегодня задумался о….
  • Мне сегодня понравилось…
  • Я остался при своем мнении…
  • Я изменил мнение о…
  • Нужно обсудить на следующем уроке вопрос…(какой)

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика