Подлежащее и сказуемое
Цель: ввести понятие главные члены предложения, развивать умение выделять главные члены в предложении, указывать подлежащее и сказуемое.
Предметные результаты:
Умение отличать подлежащее и сказуемое от других членов предложения.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих
мыслей;
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
УУД личностные:умение ориентироваться в системе моральных норм и
ценностей.
УУД регулятивные: умение анализировать словосочетания с точки зрения структурной организации,планированиеи регуляция своей деятельности, умение принимать решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.
Тезаурус:
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний (слайд 2).
- Изучение новой темы (слайд 3-11).
Предложение – это основная единица синтаксиса. Ему свойственны смысловая и интонационная законченность. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы «кто?», «что?». И чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа.
Рассмотрим примеры. Вы помните, что подлежащее подчёркивается одной чертой, а сказуемое двумя.
Перед нами сложное предложение, в нём четыре части (четыре грамматические основы). Найдём подлежащее во всех частях. Первое – звёзды(что?) выражено именем существительным в именительном падеже, второе – волны (что?) тоже имя существительное. Оба эти существительные употреблены во множественном числе. Третье и четвёртое подлежащие – туча и бочка (что?) тоже имена существительные в именительном падеже, но в единственном числе.
Во втором предложении подлежащее она выражено местоимением в именительном падеже единственного числа.
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением, но и неделимым словосочетанием.
В первом предложении подлежащее белка выражено именем существительным женского рода в именительном падеже единственного числа. Сказуемые поёт и грызёт выражены глаголами настоящего времени в форме 3-го лица, единственного. Почему так происходит? Подлежащее, выраженное именем существительным, требует, чтобы сказуемое было выражено глаголом в настоящем или будущем времени в 3-м лице. И сказуемое подчиняется подлежащему. Ещё говорят, что оно согласуется с подлежащим.
Во втором предложении подлежащее князь выражено именем существительным мужского рода. В предложении говорится о том, что князь совершил какое-то действие потом. И сказуемое выстроил подчиняется ему. И глагол в форме прошедшего времени мужского рода.
В третьем предложении подлежащее выражено словосочетанием тридцать витязей. Витязь не один, их много. И сказуемое выходят подстраивается под подлежащее. Глагол стоит в форме множественного числа.
Таким образом, подлежащее и сказуемое связаны грамматически.
- Закрепление изученного материала.
Работа с учебником. — слайд 11.
Трудные случаи выделения подлежащего
В некоторых предложениях нелегко обнаружить подлежащее. Найдём его, например, в предложении: «Клён намочил дождь».
Напомним, что подлежащим может быть имя существительное (местоимение), стоящее в форме именительного падежа (кто? что?). Если же имя существительное (местоимение) употреблено в форме винительного падежа (кого? что?), то оно является второстепенным членом предложения. Чтобы разобраться в этом, нужно от сказуемого задать к слову двойной вопрос.
Итак, «Клён намочил дождь». Сказуемое намочил обозначает действие. А кто или что его производит? Кто или что является действующим лицом? Дождь. Это слово отвечает на вопрос именительного падежа что? Для проверки можно задать двойной вопрос: намочил (кто? что?) дождь. Слово клён стоит не в именительном, а в винительном падеже: намочил (кого? что?) клён. Двойной вопрос и здесь помогает.
Значит, в таких предложениях нужно находить подлежащее по смыслу (оно обозначает действующее лицо или предмет) и по двойному вопросу (кто? что?), который мы задаём от глагола-сказуемого.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.