Подлежащее и сказуемое

Цель: ввести понятие главные члены предложения, развивать умение выделять главные члены в предложении, указывать подлежащее и сказуемое.

Предметные результаты:

Умение отличать подлежащее и сказуемое от других членов предложения.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих

мыслей;

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные:умение ориентироваться в системе моральных норм и

ценностей.

УУД регулятивные: умение анализировать словосочетания с точки зрения структурной организации,планированиеи регуляция своей деятельности, умение принимать решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.

Тезаурус:

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний (слайд 2).
  3. Изучение новой темы (слайд 3-11).

Предложение – это основная единица синтаксиса. Ему свойственны смысловая и интонационная законченность. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы «кто?», «что?». И чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа.

Рассмотрим примеры. Вы помните, что подлежащее подчёркивается одной чертой, а сказуемое двумя.

Перед нами сложное предложение, в нём четыре части (четыре грамматические основы). Найдём подлежащее во всех частях. Первое – звёзды(что?) выражено именем существительным в именительном падеже, второе – волны (что?) тоже имя существительное. Оба эти существительные употреблены во множественном числе. Третье и четвёртое подлежащие – туча и бочка (что?) тоже имена существительные в именительном падеже, но в единственном числе.

Во втором предложении подлежащее она выражено местоимением в именительном падеже единственного числа.

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением, но и неделимым словосочетанием.

В первом предложении подлежащее белка выражено именем существительным женского рода в именительном падеже единственного числа. Сказуемые поёт и грызёт выражены глаголами настоящего времени в форме 3-го лица, единственного. Почему так происходит? Подлежащее, выраженное именем существительным, требует, чтобы сказуемое было выражено глаголом в настоящем или будущем времени в 3-м лице. И сказуемое подчиняется подлежащему. Ещё говорят, что оно согласуется с подлежащим.

Во втором предложении подлежащее князь выражено именем существительным мужского рода. В предложении говорится о том, что князь совершил какое-то действие потом. И сказуемое выстроил подчиняется ему. И глагол в форме прошедшего времени мужского рода.

В третьем предложении подлежащее выражено словосочетанием тридцать витязей. Витязь не один, их много. И сказуемое выходят подстраивается под подлежащее. Глагол стоит в форме множественного числа.

Таким образом, подлежащее и сказуемое связаны грамматически.

  • Закрепление изученного материала.

Работа с учебником. — слайд 11.

Трудные случаи выделения подлежащего

В некоторых предложениях нелегко обнаружить подлежащее. Найдём его, например, в предложении: «Клён намочил дождь».

Напомним, что подлежащим может быть имя существительное (местоимение), стоящее в форме именительного падежа (кто? что?). Если же имя существительное (местоимение) употреблено в форме винительного падежа (кого? что?), то оно является второстепенным членом предложения. Чтобы разобраться в этом, нужно от сказуемого задать к слову двойной вопрос.

Итак, «Клён намочил дождь». Сказуемое намочил обозначает действие. А кто или что его производит? Кто или что является действующим лицом? Дождь. Это слово отвечает на вопрос именительного падежа что? Для проверки можно задать двойной вопрос: намочил (кто? что?) дождь. Слово клён стоит не в именительном, а в винительном падеже: намочил (кого? что?) клён. Двойной вопрос и здесь помогает.

Значит, в таких предложениях нужно находить подлежащее по смыслу (оно обозначает действующее лицо или предмет) и по двойному вопросу (кто? что?), который мы задаём от глагола-сказуемого.

  • Подведение итогов урока.
  • Рефлексия.
  • Выставление оценок.
  • Домашнее задание.

https://cloud.mail.ru/public/yTkF/mYTJ8W3Hh

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика