Действительные и страдательные причастия

Конспект и презентацию к уроку можно скачать под статьёй.

Цели урока:

1.  Дать обучающимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2.  Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3.  Развивать в обучающихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

различать действительные и страдательные причастия, используя алгоритм рассуждения

правильно находить границы причастного оборота

обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

объяснять постановку запятых в устной форме (рассуждение) и на письме (графически)

Личностные УУД:

формулировать и аргументировать собственное мнение;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

проговаривать алгоритм определения вида причастия;

осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

находить нужную информацию;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;

учиться критично относиться к собственному мнению.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

  1. Охарактеризуйте причастие как часть речи.
  2. Расскажите, что такое причастный оборот?
  3. Какие знаки препинания ставятся при причастном обороте?

Выпишите из текста в один столбик все причастия, в другой – прилагательные.

Осень, раскрашенная в яркие цвета, не заставила себя ждать. Деревья, одетые в нарядный убор, чинно стоят в ряд. Птенцы, окрепшие за лето, приготовились к первому перелету на юг.4 Не перестающие лить дожди1 зарядили надолго. Свинцовое небо, нависшее над землей, кажется, давит на тебя. Солнце, так ярко светившее летом, теперь редко появляется из-за туч. Пожелтевшие на ветках деревьев листья осыпаются на землю. Накопившие за лето жир животные готовятся к зимней спячке. На небе можно увидеть стаи гусей и уток, летящих в теплые страны. Осень, радующая нас своими красками, — любимая пора многих поэтов.

III. Изучение нового материала.

Проанализируйте пары слов и определите разницу в их значениях. Какие причастия действительные, а какие страдательные?

Рисующий (акварелью) — рисуемый (в воображении).

Произносящий (слово) — произносимое (слово).

Подписывающий (документ) — подписываемый (документ).

Первое слово в паре обозначает признак по действию, которое совершает предмет, а второе — признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Первое слово в паре называется действительным причастием, а второе – страдательным.

На этом уроке мы не только узнаем, чем они отличаются, но и научимся находить их в тексте.

Вы уже знаете, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные: совершаемые самим предметом, а также те, которые направлены на предмет.

В зависимости от этого причастия бывают действительными и страдательными.

Действительное причастие — от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Например:

отвечающий на уроке ученик (это ученик, который отвечает)

отвечавший на уроке ученик (это ученик, который отвечал на уроке).

Чарующая сказка — сказка, которая чарует — действительное причастие.

Поднимавшееся из-за горизонта солнце — то есть, то, которое поднималось из-за горизонта — тоже действительное причастие.

Страдательное причастие — от слова страдать — обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Например:

произносимая на празднике речь (это речь, которую произносят на празднике)

произнесенная на празднике речь (речь, которую произнесли на празднике)

Очарованный сказкой малыш — его очаровала сказка — страдательное причастие.

По́днятый заговорщиками шум — его (шум) по́дняли заговорщики — страдательное причастие.

Как же отличить страдательное причастие от действительного?

От страдательных причастий можно задать вопрос кем? и предположить, кто может совершить действие над предметом, то есть поставить существительное в форме творительного падежа.

Например:

услышанный звук

Услышанный (кем?) охотником звук.

Принесенная весть

Принесенная (кем?) гонцом весть

А после действительных причастий можно поставить слово сам

Например:

Темнеющий лес

Лес темнеет сам

Дрожащий зверёк

Зверёк дрожит сам

Пояснения:

  1. От страдательных причастий можно задать вопрос кем? и предположить, кто может совершить действие над предметом, то есть поставить существительное в форме творительного падежа.
  2. После действительных причастий можно поставить слово сам

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с карточками:

  1. Выделите из этих слов только те, которые являются причастиями.

Горелый, великолепный, читаемый, быстрорастворимый, бегущий, битый, бегун, располагающийся, горел, растворимость.

  • Выберите слова, которые являются действительными причастиями.

Улыбчивый, заулыбавшийся, игольчатый, ставящий, читающий, ливневый, поставленный, прочтенный, ленивый, смешливый, переписанный.

  • Выберите слова, которые являются страдательными причастиями.

         Улыбчивый, заулыбавшийся, игольчатый, ставящий, читающий, ливневый, поставленный, прочтенный, ленивый, смешливый, переписанный.

  • Укажите разряд причастия, которое используется в предложении.

Стояло, сквозило через пламенеющие вершины сосен утро, раннее, розовое, прозрачно-чистое. (Ю. Бондарев)

  • Какое из причастий является действительным? Выпишите его.

1) Проснувшиеся овцы неохотно, от нечего делать принялись за невысокую, наполовину утоптанную траву.

2) В сумраке, застилавшем дорогу, темнела осёдланная лошадь.

3) Сжатая рожь, бурьян, молочай — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало.

4) Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли.

  • Какое из причастий является страдательным?

1) Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьёзный, рассудительный и знающий себе цену.

2) На сером фоне зари, начинавшей уже покрывать восточную часть неба, там и сям были видны силуэты не спавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали.

3) Окружённое лёгкой мутью, показалось громадное багровое солнце.

4) В своей песне она [трава], полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренно убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата.

  • Установите соответствие между причастием и его разрядом.
1 – действительное 2 – страдательное  А- Отданный долг Б – Упоминаемый город В —  Ползущая гусеница Г – Упомянувший личность
  • Установите соответствие между причастием и его залогом.
1 – действительное 2 – страдательное  А – Покидавший столицу Б – Машущий крыльями В —  Пораженный величеством Г – Унесенные ветром Над поблекшей травой от нечего делать носятся грачи.

V. Подведение итогов урока.

VI. Выставление оценок.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание: упр. 181.

Вариант 1

  1. Выпишите страдательные причастия.

Более ста лет ведутся научные изыскания и практические работы по лесонасаждениям в степных районах нашей Родины. Подобрано триста пород деревьев и кустарников, предназначенных для посадок, наиболее устойчивых в разных степях. Для донецких степей, например, более устойчивыми оказались дубы, посаженные вперемежку с жёлтой акацией жимолостью и другими кустарниками. (В. Бианки)

  • Выпишите действительные причастия.

1) Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб.

2) Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону.

3) В дыму около дороги двигались люди и лошади, покрытые красной пылью.

4) Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия.

  • Установите соответствия между причастием и его залогом.
1 – действительное 2 – страдательное  А- Отданный долг Б – Упоминаемый город В —  Ползущая гусеница Г – Упомянувший личность

Вариант 2

1. Выпишите действительные причастия.

Это было бледное крошечное создание напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка. (В. Г. Короленко. «В дурном обществе»)

2. Выпишите страдательные причастия.

1) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

2) Около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса.

3) Для разнообразия вырастет на мгновенье высохшая ветла, перебежит дорогу суслик — и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…

4) Егорушка взглянул на часовых, тихо ходивших около высокой белой стены.

3. Установите соответствия между причастием и его залогом.

1 – действительное 2 – страдательное  А – Покидавший столицу Б – Машущий крыльями В —  Пораженный величеством Г – Унесенные ветром Над поблекшей травой от нечего делать носятся грачи.

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика