Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра
https://cloud.mail.ru/public/ksjw/MvzUmXoPs
https://cloud.mail.ru/public/wgHo/tm668zeyf
Цели урока:
— расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;
— дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;
— познакомить детей с именами известных баснописцев;
- Целевой приоритет воспитания
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений
Планируемые результаты урока:
Предметные
- Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
- Метапредметные
- Регулятивные: планировать индивидуальную образовательную траекторию; осуществлять действия по реализации плана
- Познавательные: выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и
представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта
- Коммуникативные: владеть устной и письменной
речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности
- Личностные: осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка
Ход урока
- Оргмомент.
- Постановка цели урока. Введение в тему.
— На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.
Но сначала вспомним, что такое басня.
- Беседа.
— Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?
— Прочитайте запись на доске (чтение записи одним из учеников): «Басня – какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и всё! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова)
— Давайте разберемся, в чем же трудность этого жанра.
- Работа по теме урока.
1) Басня – лиро-эпическое произведение.
— Дома вы читали статью учебника «Роды и жанры литературы». Какие три рода литературы вам известны? (Схема)
— К какому роду литературы мы отнесем жанр басни?
— Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.
2) Работа с литературоведческими терминами.
Басня (с. 55) – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
— Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.
Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек — продолжить ряд…)
— В басне обязательно есть мораль.
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
3) Баснописцы.
— Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)
— Но история басни началась не с Крылова. Басня – очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп. Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.
Существует выражение «эзопов язык» — это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа.
Подготовленные ученики читают басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград».
Проведём сравнительный анализ басен.
Эзоп | Лафонтен | Крылов | |
Действующее лицо | |||
Как достала еду | |||
Стиль повествования | |||
Просьба спеть |
— В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.
ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ
Пункты плана | Примерные речевые конструкции |
1.Автор и название басни. | 1.И.А. Крылова «Ворона и лисица». |
2.Тема басни (о чем басня?) | 2.Тема басни — лесть |
3. Мораль (основная идея, вывод) басни. | 3.Мораль басни — не теряйте голову от льстивых слов. Лесть не должна затуманивать наш разум! |
4. Кто главные герои басни? | 4.Главные герои басни – Ворона и Лисица |
5. Перечисли основные черты характера главных героев басни. Назови 2 основные черты характера одного из героев. Приведи пример из текста, который доказывает твой ответ. | 5.Лисица Черта1- хитрая Пример из текста «Плутовка к дереву на цыпочках подходит…» Черта 2 — льстивая Пример из текста «И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» |
6. Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне? | 6.В басне высмеиваются глупость, наивность и тщеславие. |
7. Какие выражения стали крылатыми? Крылатые слова — меткие выражения, часто краткие цитаты, получившие широкое распространение в живой речи. | 7.«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок» |
8. Какая пословица соответствует морали басни? | 8.Речи сахарные, а за пазухой камешек. |
9. Выпиши из басни наиболее яркий глагол. Подбери к нему антонимы и синонимы. | 9. Глагол: взобралась А: спустилась, сошла. С: залезла, взлетела, взошла. |
10. Сделай иллюстрацию к басне. |
— Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. О нем мы будем подробно говорить на следующем уроке.
- Подведение итогов урока.
— Что такое басня?
— Что такое мораль?
— С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке?
6. Домашнее задание. Анализ басни И. Крылова «Осёл и Соловей» (письменно).
ЭЗОП
ВОРОН И ЛИСИЦА
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом.
А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН
ВОРОН И ЛИСИЦА
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, —
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
«Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
Герои басен
Волк — жадность, злоба, разбой, несправедливость (например, басня Эзопа «Волк и Ягнёнок»).
Ворона — глупость (например, басня Крылова «Ворона и Лисица»).
Журавль — символизирует порядочного, справедливого человека, зачастую несправедливо обиженного (например, басня Крылова «Волк и Журавль»).
Заяц — беззащитность, иногда трусость (например, басня Дмитриева «Заяц и Перепелиха»).
Змея — мудрость, предостережение (например, басня Крылова «Мальчик и Змея»).
Козёл, козлёнок — легкомыслие (например, басня Михалкова «Хочу бодаться»).
Комар — сила, не зависящая от величины (например, басня Дмитриева «Лев и Комар»).
Кот — хитрость, наглость, воровливость (например, басня Крылова «Кот и Повар», басня Михалкова «Коты и мыши»).
Крыса — осторожность, трусость (например, басня Крылова «Мышь и Крыса») мещанство, домовитость (например, басня Михалкова «Подруги»).
Лев — сила, царственность, мощь и вместе с тем злобность и хитрость (например, басня Эзопа «Лев и Лисица»), несправедливость (например, басня Лафонтена «Мор зверей», Крылова «Лев на ловле»).
Лиса — ум, хитрость, коварство (например, басня Эзопа «Лев и Лисица», Лафонтена «Ворон и лисица»).
Лошадь — трудолюбие, надёжность (например, басня Крылова «Собака и Лошадь»).
Лягушка — тщеславие, глупость (например, басня Крылова «Лягушка и Вол»).
Медведь — власть, произвол (например, басня Крылова «Медведь у пчёл»).
Моська — хвастовство, трусость, пустобрёхство (например, басня Крылова «Слон и Моська»).
Муравей — трудолюбие, старательность, запасливость (например, басня Крылова «Стрекоза и Муравей»).
Мышь — юркость, сила, не зависящая от величины. Символизирует то, что добро всегда приносит положительные плоды (например, басня Эзопа «Лев и мышь»).
Обезьяна — вертлявость, глупость (например, басня Крылова «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна»).
Осёл — тупость, самоуверенность (например, басня Крылова «Осёл и Соловей»).
Петух — невежество, самоуверенность (например, басня Лафонтена «Петух и жемчужное зерно»).
Свинья — глупость, самодовольство, неумение видеть «выше своего рыла» (например, басня Лессинга «Свинья и дуб», басня Крылова «Свинья»).
Слон — сила, величественность (например, басня Крылова «Слон и Моська»).
Собака — прямота, превосходство внутреннего над внешним (например, басня Дмитриева «Нищий и Собака»), но иногда жадность, подхалимство (например, басня Крылова «Две собаки»).
Стрекоза — беспечность, легкомысленность (например, басня Крылова «Стрекоза и Муравей»).
Ягнёнок — беззащитность, жертвенность (например, басня Эзопа «Волк и ягнёнок», басня Крылова «Волк и Ягнёнок»).