Употребление глаголов в речи. Лексические нормы

Цель и задачи урока: познакомиться с ролью глагола в тексте, научиться различать и правильно употреблять глаголы разных наклонений в речи, избегая орфоэпических, грамматических и лексических ошибок; рассмотреть разносторонние сферы употребления глаголов и обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие.

Здравствуйте, дорогие друзья, мы с вами повторили все грамматические признаки глагола как части речи, поговорили о словообразовании глагола и о его изменении, научились различать в глаголах непостоянные грамматические признаки. А зачем нам всё это нужно? Пожалуй, для того чтобы умело, правильно употреблять глаголы в речи, пользоваться ими как одним из средств речевой выразительности. А уж какова роль глагола в речи?! Русский писатель Алексей Николаевич Толстой, обращаясь к начинающим литераторам, замечал: «В художественной речи главное – это глагол, и это понятно, потому что вся жизнь – это есть движение. Если вы найдёте правильное движение, то вы тогда можете спокойно делать ваши фразы… так что всегда нужно прежде всего искать и находить правильный глагол, который даёт правильное движение предмета». Об этом же говорит и С. Шевцов в своей эпиграмме:

Поэт, в плену возвышенных идей,
Не игнорируй прозу средней школы;
Чтобы «глаголом жечь сердца людей»,
Необходимо твёрдо знать глаголы.

А я добавлю: не просто знать, а умело их применять, избегая при этом всевозможных речевых и грамматических ошибок, чтобы не получилось того, о чём с улыбкой предупреждает нас в своей пародии Александр Матюшкин-Герке:

Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая всё на белом свете
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша.
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.

Но выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь,
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.

  • Актуализация опорных знаний. Орфоэпические нормы

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы произношения и ударения. Самые большие трудности в произношении слов связаны именно с ударением, потому что русское ударение «беглое», оно может в разных формах слов оставаться на месте, а может менять своё положение, перескакивая с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. К глаголам эта трудность русского языка имеет самое прямое отношение. В русском языке даже существует своеобразное орфоэпическое правило произношения глаголов в прошедшем времени, женского рода: ударение в таких формах в спорных случаях обычно падает на последний слог (ждалА, звалА, началА, понялА, отдалА). Своеобразными исключениями из этого правила можно считать глаголы клАла, крАла, слАла, и стлАла. В этих словах ударение падает не на окончание, а на корень.

Образуйте формы прошедшего времени мужского и женского рода предложенных глаголов, правильно поставьте в словах ударения:

Занять, начать, прибыть, подать, продать, создать, налить, обнять, принять.

 Мужской родЖенский род
занятьза′нялзаняла′
начатьна′чалначала′
прибытьпри′былприбыла′
податьпо′далподала′
продатьпро′далпродала′
создатьсо′здалсоздала′
налитьна′лилналила′
обнятьо′бнялобняла′
принятьпри′нялприняла′

За правильной постановкой ударения надо также следить, спрягая глаголы звонить, включить, повторить, сверлить и т. п.

Я звоню′, включу′, повторю′, сверлю′

Ты звони′шь, включи′шь, повтори′шь, сверли′шь

Он звони′т, включи′т, повтори′т, сверли′т

Мы звони′м, включи′м, повтори′м, сверли′м

Вы звони′те, включи′те, повтори′те, сверли′те

Они звоня′т, включа′т, повторя′т, сверля′т

Определите правильность ударения в слове, которое вызвало трудность у героя стихотворения Э. Успенского «Пластилиновая ворона»:

– Послушайте, ворона,

А может быть, собака,

А может быть, корова,

Ну как вы хороша!

У вас такие перья,

У вас глаза такие!

Копыта очень стройные

И нежная душа.

А если вы залаете,

А может, и завоете,

А может, замычите –

Коровы ведь мычат, –

То вам седло большое,

Ковёр и телевизор

В подарок сразу врУчат,

А может быть, вручАт.

Так как же правильно? Конечно, вручАт, по аналогии с другими подобными словами ударение при спряжении этого глагола падает на окончание.

2. Грамматические нормы

Грамматические нормы – это нормы образования слов, нормы построения словосочетаний и предложений. Здесь очень важно уметь правильно образовывать повелительное и условное наклонение глагола, правильно спрягать глагол, а также правильно ставить вопросы от глагола, к зависимому существительному.

Ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите, жжёт – жжёте, машет – машут, бережёт – бережёте, течёт – текут, бережёт – берегут, стрижём – стригут; хочет – хотят, вылезай – вылезайте, слезай – слезайте, поезжай – поезжайте и т. п.

Л. Филатов в сказке «Про Федота  стрельца» намеренно допускает грамматические ошибки в некоторых глаголах, таким образом создаётся ощущение просторечья, достигается комический эффект. Это не ошибки, а языковой приём. Однако вне текста художественного произведения подобные глагольные формы недопустимы – найдите и исправьте их:

      Коли ты в Расее власть, 
      Дак и правь Расеей всласть, 
      А в мою судьбу не суйся 
      И в любовь мою не влазь! 

      Хороша ль, плоха ли весть, – 
      Докладай мне всё как есть! 
      Лучше горькая, но правда, 
      Чем приятная, но лесть! 

      Ну даёшь, ядрёна вошь! 
      И олень тебе не гож? 
      А вчерась мытарил душу: 
      Вынь оленя да положь!.. 

      Ну-ко, нянька, подь сюды, 
      Принимайся за труды – 
      Рви из темечка волосья 
      Те, которые седы. 

Не влазь – не влезай; докладай – докладывай; положь – положи; подь – пойди.

3. Лексические нормы

Лексические нормы – это нормы смысловой сочетаемости слов. Например, нельзя сказать играть значение или иметь роль – нужно говорить иметь значение и играть роль; нельзя сказать совершить ошибки – нужно говорить допустить ошибки; нельзя сказать одолеть препятствие – нужно говорить преодолеть препятствие или одолеть противника; нельзя сказать принести обиду – нужно говорить нанести обиду; нельзя сказать сделать приказ – нужно говорить отдать приказ и т. п.

Чтобы не допускать лексических ошибок, необходимо развивать свою речь, подбирая ко многим сочетаниям слов синонимы, заменяя одни сочетания другими. Хорошей тренировкой будет работа с известными всем фразеологическими оборотами, обозначающими различные действия.

Замените устойчивые словосочетания возвратными глаголами в неопределённой форме:

1. Совать нос –

2. Надуть губы –

3. Бежать со всех ног –

4. Распускать руки –

5. Повесить голову –

6. Сложить оружие –

7. Не сварить каши –

1. Вмешиваться

2. Обидеться

3. Мчаться

4. Драться

5. Огорчиться

6. Сдаться

7. Не договориться

Задание

Исправьте ошибки в пародийном стихотворении Н. Палина:

Приедь! Это просто и близко…

Приедь! Это нужно теперь…

(Р. Заславский)

Приедь, умоляю, приехай!

А то – самолётом прилеть,

Чтоб нам не являлась помехой

Какая-нибудь гололедь.

Иль запросто, без церемоний,

Ты вещи покладь в саквояж

И в поезде, в спальном вагоне,

На полку мечтательно ляжь.

А то плывь ко мне пароходом,

Причалу рукой помахай.

А нету доверия к водам –

Сюда на Пегасе скакай.

Приедь, ты не станешь обузой!

Приедь, я зальюсь, как щегол!

Приедь, долгожданная муза,

Уж стынет мой жгучий глагол…

Проверим:

Приедь, приехай – приезжай, прилеть – прилети, покладь – положи, ляжь – ляг, плывь – плыви, помахай – помаши, скакай – скачи.

Вывод: итак, правильное использование глаголов в речи свидетельствует о культурном уровне человека, помогает ему более точно выразить свою мысль, придаёт речи динамичность. Чтобы не допускать орфоэпических, грамматических и лексических ошибок, необходимо быть очень внимательным, следить и за своей речью, и за речью других. Однако важно также помнить, что в художественном тексте и нарушение ударения, и нарушение грамматической или лексической сочетаемости допустимо – оно помогает автору реализовать его замысел, создаёт трагический или комический эффект.

  • Подведение итогов занятия.

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось шуточным стихотворением из цикла «Вредные советы» Григория Остера. Послушайте этот совет, улыбнитесь и сделайте по-своему, так, как подсказывают вам ваш разум и ваше сердце. А заодно найдите в тексте стихотворения глагольную форму, образование которой ошибочно, с точки зрения литературного языка. Исправьте эту ошибку.

Если ждёт вас наказанье

За плохое поведенье,

Например, за то, что в ванной

Вы свою купали кошку,

Не спросивши разрешенья

Ни у кошки, ни у мамы,

Предложить могу вам способ,

Как спастись от наказанья.

Головою в пол стучите,
Бейте в грудь себя руками
И рыдайте, и кричите: «Ах, зачем я мучил кошку!?
Я достоин страшной кары!
Мой позор лишь смерть искупит!»
Не пройдёт и полминуты,
Как, рыдая вместе с вами,
Вас простят и, чтоб утешить,
Побегут за сладким тортом.
И тогда спокойно кошку
Вы за хвост ведите в ванну,
Ведь наябедничать кошка
Не сумеет никогда.
(Григорий Остер)

  • Закрепление полученных знаний.

1. Исправьте ошибки из стихотворения А. Матюшкина-Герке:

Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая всё на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша.
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.

Но выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь,
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.

Проверим:

Вспыхивает, разбудив, заставивший проснуться, проклиная, бегу, выбегая, махая, написав, суёт.

2. Помогите Винни-Пуху поставить глагол в правильную форму:

Хорошо быть медведем, ура!

Побежу…

(Нет, победю!)

Победю я жару и мороз,

Лишь бы мёдом был вымазан нос!

Победю…

(Нет, побежду!)

Побежду я любую беду,

Лишь бы были все лапки в меду!

Проверим:

Одержу победу

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика