Употребление глаголов в речи. Лексические нормы
Цель и задачи урока: познакомиться с ролью глагола в тексте, научиться различать и правильно употреблять глаголы разных наклонений в речи, избегая орфоэпических, грамматических и лексических ошибок; рассмотреть разносторонние сферы употребления глаголов и обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие.
Здравствуйте, дорогие друзья, мы с вами повторили все грамматические признаки глагола как части речи, поговорили о словообразовании глагола и о его изменении, научились различать в глаголах непостоянные грамматические признаки. А зачем нам всё это нужно? Пожалуй, для того чтобы умело, правильно употреблять глаголы в речи, пользоваться ими как одним из средств речевой выразительности. А уж какова роль глагола в речи?! Русский писатель Алексей Николаевич Толстой, обращаясь к начинающим литераторам, замечал: «В художественной речи главное – это глагол, и это понятно, потому что вся жизнь – это есть движение. Если вы найдёте правильное движение, то вы тогда можете спокойно делать ваши фразы… так что всегда нужно прежде всего искать и находить правильный глагол, который даёт правильное движение предмета». Об этом же говорит и С. Шевцов в своей эпиграмме:
Поэт, в плену возвышенных идей,
Не игнорируй прозу средней школы;
Чтобы «глаголом жечь сердца людей»,
Необходимо твёрдо знать глаголы.
А я добавлю: не просто знать, а умело их применять, избегая при этом всевозможных речевых и грамматических ошибок, чтобы не получилось того, о чём с улыбкой предупреждает нас в своей пародии Александр Матюшкин-Герке:
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая всё на белом свете
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша.
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь,
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.
- Актуализация опорных знаний. Орфоэпические нормы
Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы произношения и ударения. Самые большие трудности в произношении слов связаны именно с ударением, потому что русское ударение «беглое», оно может в разных формах слов оставаться на месте, а может менять своё положение, перескакивая с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. К глаголам эта трудность русского языка имеет самое прямое отношение. В русском языке даже существует своеобразное орфоэпическое правило произношения глаголов в прошедшем времени, женского рода: ударение в таких формах в спорных случаях обычно падает на последний слог (ждалА, звалА, началА, понялА, отдалА). Своеобразными исключениями из этого правила можно считать глаголы клАла, крАла, слАла, и стлАла. В этих словах ударение падает не на окончание, а на корень.
Образуйте формы прошедшего времени мужского и женского рода предложенных глаголов, правильно поставьте в словах ударения:
Занять, начать, прибыть, подать, продать, создать, налить, обнять, принять.
Мужской род | Женский род | |
занять | за′нял | заняла′ |
начать | на′чал | начала′ |
прибыть | при′был | прибыла′ |
подать | по′дал | подала′ |
продать | про′дал | продала′ |
создать | со′здал | создала′ |
налить | на′лил | налила′ |
обнять | о′бнял | обняла′ |
принять | при′нял | приняла′ |
За правильной постановкой ударения надо также следить, спрягая глаголы звонить, включить, повторить, сверлить и т. п.
Я звоню′, включу′, повторю′, сверлю′
Ты звони′шь, включи′шь, повтори′шь, сверли′шь
Он звони′т, включи′т, повтори′т, сверли′т
Мы звони′м, включи′м, повтори′м, сверли′м
Вы звони′те, включи′те, повтори′те, сверли′те
Они звоня′т, включа′т, повторя′т, сверля′т
Определите правильность ударения в слове, которое вызвало трудность у героя стихотворения Э. Успенского «Пластилиновая ворона»:
– Послушайте, ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Ну как вы хороша!
У вас такие перья,
У вас глаза такие!
Копыта очень стройные
И нежная душа.
А если вы залаете,
А может, и завоете,
А может, замычите –
Коровы ведь мычат, –
То вам седло большое,
Ковёр и телевизор
В подарок сразу врУчат,
А может быть, вручАт.
Так как же правильно? Конечно, вручАт, по аналогии с другими подобными словами ударение при спряжении этого глагола падает на окончание.
2. Грамматические нормы
Грамматические нормы – это нормы образования слов, нормы построения словосочетаний и предложений. Здесь очень важно уметь правильно образовывать повелительное и условное наклонение глагола, правильно спрягать глагол, а также правильно ставить вопросы от глагола, к зависимому существительному.
Ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите, жжёт – жжёте, машет – машут, бережёт – бережёте, течёт – текут, бережёт – берегут, стрижём – стригут; хочет – хотят, вылезай – вылезайте, слезай – слезайте, поезжай – поезжайте и т. п.
Л. Филатов в сказке «Про Федота – стрельца» намеренно допускает грамматические ошибки в некоторых глаголах, таким образом создаётся ощущение просторечья, достигается комический эффект. Это не ошибки, а языковой приём. Однако вне текста художественного произведения подобные глагольные формы недопустимы – найдите и исправьте их:
Коли ты в Расее власть,
Дак и правь Расеей всласть,
А в мою судьбу не суйся
И в любовь мою не влазь!
Хороша ль, плоха ли весть, –
Докладай мне всё как есть!
Лучше горькая, но правда,
Чем приятная, но лесть!
Ну даёшь, ядрёна вошь!
И олень тебе не гож?
А вчерась мытарил душу:
Вынь оленя да положь!..
Ну-ко, нянька, подь сюды,
Принимайся за труды –
Рви из темечка волосья
Те, которые седы.
Не влазь – не влезай; докладай – докладывай; положь – положи; подь – пойди.
3. Лексические нормы
Лексические нормы – это нормы смысловой сочетаемости слов. Например, нельзя сказать играть значение или иметь роль – нужно говорить иметь значение и играть роль; нельзя сказать совершить ошибки – нужно говорить допустить ошибки; нельзя сказать одолеть препятствие – нужно говорить преодолеть препятствие или одолеть противника; нельзя сказать принести обиду – нужно говорить нанести обиду; нельзя сказать сделать приказ – нужно говорить отдать приказ и т. п.
Чтобы не допускать лексических ошибок, необходимо развивать свою речь, подбирая ко многим сочетаниям слов синонимы, заменяя одни сочетания другими. Хорошей тренировкой будет работа с известными всем фразеологическими оборотами, обозначающими различные действия.
Замените устойчивые словосочетания возвратными глаголами в неопределённой форме:
1. Совать нос –
2. Надуть губы –
3. Бежать со всех ног –
4. Распускать руки –
5. Повесить голову –
6. Сложить оружие –
7. Не сварить каши –
1. Вмешиваться
2. Обидеться
3. Мчаться
4. Драться
5. Огорчиться
6. Сдаться
7. Не договориться
Задание
Исправьте ошибки в пародийном стихотворении Н. Палина:
Приедь! Это просто и близко…
Приедь! Это нужно теперь…
(Р. Заславский)
Приедь, умоляю, приехай!
А то – самолётом прилеть,
Чтоб нам не являлась помехой
Какая-нибудь гололедь.
Иль запросто, без церемоний,
Ты вещи покладь в саквояж
И в поезде, в спальном вагоне,
На полку мечтательно ляжь.
А то плывь ко мне пароходом,
Причалу рукой помахай.
А нету доверия к водам –
Сюда на Пегасе скакай.
Приедь, ты не станешь обузой!
Приедь, я зальюсь, как щегол!
Приедь, долгожданная муза,
Уж стынет мой жгучий глагол…
Проверим:
Приедь, приехай – приезжай, прилеть – прилети, покладь – положи, ляжь – ляг, плывь – плыви, помахай – помаши, скакай – скачи.
Вывод: итак, правильное использование глаголов в речи свидетельствует о культурном уровне человека, помогает ему более точно выразить свою мысль, придаёт речи динамичность. Чтобы не допускать орфоэпических, грамматических и лексических ошибок, необходимо быть очень внимательным, следить и за своей речью, и за речью других. Однако важно также помнить, что в художественном тексте и нарушение ударения, и нарушение грамматической или лексической сочетаемости допустимо – оно помогает автору реализовать его замысел, создаёт трагический или комический эффект.
- Подведение итогов занятия.
Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось шуточным стихотворением из цикла «Вредные советы» Григория Остера. Послушайте этот совет, улыбнитесь и сделайте по-своему, так, как подсказывают вам ваш разум и ваше сердце. А заодно найдите в тексте стихотворения глагольную форму, образование которой ошибочно, с точки зрения литературного языка. Исправьте эту ошибку.
Если ждёт вас наказанье
За плохое поведенье,
Например, за то, что в ванной
Вы свою купали кошку,
Не спросивши разрешенья
Ни у кошки, ни у мамы,
Предложить могу вам способ,
Как спастись от наказанья.
Головою в пол стучите,
Бейте в грудь себя руками
И рыдайте, и кричите: «Ах, зачем я мучил кошку!?
Я достоин страшной кары!
Мой позор лишь смерть искупит!»
Не пройдёт и полминуты,
Как, рыдая вместе с вами,
Вас простят и, чтоб утешить,
Побегут за сладким тортом.
И тогда спокойно кошку
Вы за хвост ведите в ванну,
Ведь наябедничать кошка
Не сумеет никогда.
(Григорий Остер)
- Закрепление полученных знаний.
1. Исправьте ошибки из стихотворения А. Матюшкина-Герке:
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая всё на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша.
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь,
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.
Проверим:
Вспыхивает, разбудив, заставивший проснуться, проклиная, бегу, выбегая, махая, написав, суёт.
2. Помогите Винни-Пуху поставить глагол в правильную форму:
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу…
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю…
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!
Проверим:
Одержу победу
- Рефлексия.
- Домашняя работа.
- Выставление оценок.
- https://cloud.mail.ru/public/rwTa/hFxSdtQpM